Мероприятия

12:22 | 14 июля 2018 г.

СБОР ЮРИСТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕРЕСЫ ВОЕННОГО ВЕДОМСТВА В СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ



СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Сбор юристов, представляющих в судебных органах интересы Министра обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других органов военного управления, традиционно начался с подведения итогов работы за 2017 г.

Директор Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации Н.В. Елина отметила, что за указанный период в пользу Министерства обороны взыскано более 500 млн руб. – 96% от общей суммы требований. За счёт представления интересов Министерства обороны в судах удалось предотвратить незаконное взыскание из бюджета Российской Федерации около 19 млрд руб.

Наталья Владимировна обратила внимание собравшихся на то, что в области досудебного урегулирования споров также наметились положительные тенденции, которые нашли своё выражение в значительном снижении количества судебных дел. Это во многом заслуга тех, кто принимает активное участие в судебной работе по разрешению насущных задач, стоящих перед Вооружёнными Силами Российской Федерации, таких как предотвращение причинения ущерба бюджету Российской Федерации, взыскание денежных средств в пользу Министерства обороны Российской Федерации.

На Сборах выступили представители Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации, судейского сообщества и Федеральной службы судебных приставов, а его участникам представилась уникальная возможность обсудить наиболее острые проблемы в рамках тематических круглых столов: взаимодействие юристов в таком формате имеет огромное практическое значение – специалисты получают возможность поделиться друг с другом имеющимся опытом, проанализировать трудности, возникающие в ходе повседневной деятельности.

Выступая перед собравшимися, представители Отдела судебно-правовой работы затронули насущные вопросы судебно-правовой деятельности и отметили появление нового направления работы: взыскание взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Актуальность данного вопроса обусловлена большим количеством таких споров в московском регионе.

Особое внимание было уделено вопросу взыскания стоимости работ без наличия соответствующего государственного контракта. В качестве яркого примера участники Сбора проанализировали спор, возникший между Министерством обороны Российской Федерации и АО «Военторг» в 2018 г.: в рамках указанного спора АО «Военторг», ссылаясь на факт заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания санаторно-курортных учреждений в 2012-2014 гг., обратилось с требованием о взыскании 16 млн рублей, превышающих согласованную сторонами твёрдую цену государственного контракта. АО «Военторг» утверждало, что расчёт государственного заказчика, произведённый при заключении контракта, был неверен, в результате чего были оказаны дополнительные не предусмотренные контрактом услуги.

Затем участникам Сбора был представлен обзор судебной практики по имущественным спорам, а именно по судебным спорам, связанным с недвижимым имуществом, используемым в нуждах Вооружённых Сил Российской Федерации, в отношении которого требуется судебная защита.

Основная нагрузка по данным спорам ложится непосредственно на те войсковые части и учреждения, в пользовании которых указанное недвижимое имущество находится. Это обусловлено тем, что, как правило, данное имущество закреплено на праве оперативного управления либо бессрочного пользования за соответствующим учреждением, будь то военный комиссариат образовательного учреждения, военный госпиталь либо же территориальное управление имущественных отношений. Во всех таких случаях возникает следующая ситуация: Министерство обороны Российской Федерации, закрепляя это имущество за подведомственной организацией, возлагает на неё, в частности, функции по контролю за использованием этого имущества, т. е. та организация, которая учитывает у себя на балансе данное имущество, и должна предпринимать в первую очередь меры по защите нарушенных прав, если возникла необходимость такой защиты.

Организация, которая пользуется имуществом либо учитывает его на балансе, должна своевременно предпринимать меры по судебной защите, в том числе руководствуясь требованиями и приказами Министерства обороны Российской Федерации.

Далее внимание участников Сбора сосредоточилось на законодательных изменениях, которые уже вступили в силу за прошедший год и которые должны вступить в силу с 1 июля 2018 г. Так, в настоящее время меняется структура закона в плане порядка заключения государственного контракта: если ранее каждая процедура предусматривала отдельный порядок заключения контрактов, т. е. в конкурсе был свой порядок заключения, в электронном свой, то теперь будут установлены единые требования для всех электронных процедур по порядку заключения государственных контрактов и во всех процедурах будет предусмотрена возможность один раз участнику закупки подать протокол разногласия. В том числе будут установлены единые сроки на подведение итогов закупки, размещение проекта контракта и протокола, направление участником закупки этого протокола и повторное размещение заказчиком проекта контракта с решением протокола разногласия.

Для заказчиков облегчается процедура в части сроков: начиная от заключения контракта, внесения в него изменений и вплоть до его расторжения. Если ранее на направление информации о заключении контракта уходило три рабочих дня, а на направление информации об изменении и расторжении один рабочий день, то с 1 июля 2018 г. этот срок будет единый и составит пять рабочих дней.

Представитель Федеральной службы судебных приставов (ФССП) представил доклад о сопроводительных документах, поступающих на принудительное исполнение в пользу Министерства обороны Российской Федерации. Ежегодно в ФСПП констатируется рост количества таких документов.

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2018 г., в котором отмечалась необходимость системы жёсткого действенного контроля за использованием средств государственного оборонного заказа, Федеральная служба судебных приставов поставила на контроль исполнение судебных решений о взыскании денежных средств в указанной сфере.

На протяжении нескольких лет приказами ФССП России осуществляется ежемесячный контроль по исполнению документов в пользу Министерства обороны Российской Федерации. С учётом значимости указанной категории исполнительных производств в ФССП России принимается ряд организационных мер, направленных на повышение эффективности указанной деятельности.

Представитель ФССП ознакомил присутствующих с результатами деятельности службы по итогам четырёх месяцев 2018 г.: на исполнении в пользу Министерства обороны Российской Федерации находилось 8000 исполнительных производств на сумму около 30 млрд руб. Для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года было 2300 исполнительных производств на сумму 15 млрд руб. При этом повышение результативного фактического исполнения остаётся главной задачей для всех территориальных органов ФССП России.

Затем представители судебных органов в своих выступлениях затронули широкий спектр вопросов – реформирование судебной системы, конфискацию имущества уголовного судопроизводства, основания для увольнения с военной службы. Особое внимание было уделено рассмотрению «Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"» (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.).

Необходимо отметить, что каждый из выступающих по завершении своего доклада охотно отвечал на вопросы слушателей, делился личным опытом, помогал разрешить спорные вопросы.

Мероприятие вызвало повышенный интерес среди специалистов отрасли, так как в ходе его проведения были предприняты попытки сформировать единый подход в вопросах представления интересов Министерства обороны Российской Федерации и органов военного управления в судебных органах, а также выявить и устранить пробелы в правовом регулировании.

Подводя итоги проведения Сбора юристов, представляющих в судебных органах интересы Министра обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и других органов военного управления, организаторы выразили благодарность всем выступившим и слушателям, положительно оценили проявленную в ходе Сбора активность, а также ещё раз подчеркнули, насколько важно перенимать опыт и делиться им.

Министерство обороны Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации судебные органы судебно-правовая практика военная служба военные суды

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь