ПОЛИТИКА РОССИИ В ОТНОШЕНИИ МЕНЯЮЩЕЙСЯ СИТУАЦИИ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (ОТЗЫВ на доклад доктора философии Эндрю Фоксала)



В докладе проводится подробный анализ политики России в арктическом регионе с 1991 года по настоящее время. Отмечается, что в годы после окончания холодной войны напряжение в Арктике значительно снизилось, так как Россия отказалась от ряда военных объектов советской эпохи в регионе, включая воздушные и радарные базы. Одним из первых признаков признания Россией важности Арктики стало утверждение правительством «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» в 2001 году. Во второй половине 2000-х годов арктический регион стал для России одним из важнейших с геополитической точки зрения.

Промежуток с 2008 года по настоящее время (включая ближайшее будущее) автор предлагает условно разделить на три этапа: 2008–2010 годы – создание основы для экономического и инфраструктурного развития северных регионов России; 2011–2015 годы – международно-правовое признание внешних границ России в Арктике; 2016–2020 годы – превращение Арктики в ведущую стратегическую ресурсную базу России. Отмечается, что западные санкции оказали негативное влияние на политику России в данной области.

Особое внимание уделяется вопросу развития военной мощи в Арктике. В рамках модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации, проводимой с 2008 года, было создано Арктическое объединённое стратегическое командование, предназначенное для комплексного обеспечения безопасности арктического региона России и единого управления военными силами и средствами в данной зоне. С 2014 года Россия проводит в Арктике различные военные учения.

Подчёркивается, что национальные интересы России в Арктике вполне законны и объяснимы, так как Россия является крупнейшим арктическим государством, и протяжённость её арктической береговой линии составляет более 17 500 км.

Автор отмечает, что сами по себе интересы России в Арктике не являются причиной обеспокоенности Запада. Так, вполне понятно, что России необходимо создавать поисково-спасательные центры вдоль Северного морского пути, вопросы вызывают проводимые в Арктике военные учения.

В заключение автор предлагает ряд мер, которые Великобритания может предпринять в связи со сложившейся ситуацией в регионе. В первую очередь, предлагается способствовать принятию Стратегии НАТО по Арктике (это должно помочь формированию общего понимания событий в регионе и выработке комплексной политики по реагированию на эти события) и пересмотру Статьи 5 Устава НАТО, которая является краеугольным камнем безопасности Запада, однако не может в полной мере защитить стран-членов Альянса от «многомерной» войны, которая может начаться в Арктике. По мнению автора, НАТО также следует усилить роль ВМС. Наряду с вышеперечисленными мерами предлагается оказать поддержку России в возобновлении участия в круглых столах арктических сил безопасности, которые проводятся ежегодно с 2011 года и в которых Россия не принимает участие с 2013 года. Это позволит всесторонне обсуждать вопросы безопасности в регионе.

Приведённые в докладе результаты исследования представляют практический интерес для отечественных учёных с точки зрения изучения мнения иностранного экспертного сообщества по вопросу освоения арктического региона.

Оригинал доклада: Russia’s Policies towards a Changing Arctic: Implications for UK Security // Dr Andrew Foxall, The Henry Jackson Society, June, 2017.

 

Фото: © mil.defence.ru

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь