ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ АВТОНОМНЫХ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ



Международный Комитет Красного Креста (далее по тексту – МККК, Комитет) – независимая гуманитарная организация, основанная в 1863 г. для защиты и поддержки жертв войны и других ситуаций насилия – на протяжении всего своего существования уделяет особое внимание изучению новых видов вооружений и последствий их применения в условиях вооружённого конфликта.

В настоящее время Комитет принимает активное участие в обсуждении вопроса о введении ограничений на применение смертоносных автономных систем вооружений (САС), способных самостоятельно, без вмешательства оператора, находить, выявлять и поражать цель. Считается, что в будущем такие системы смогут функционировать вне жёстко заданных пространственно-временных рамок, оперативно принимать решения и самостоятельно назначать для себя цель, в том числе человека.

МККК поддерживает государства в их намерении законодательно установить надлежащие ограничения и порядок применения автономных смертоносных систем вооружений в целях соблюдения норм международного гуманитарного права. Одним из важнейших условий применения автономных смертоносных систем вооружений в вооружённом конфликте должна стать уверенность отдающего соответствующий приказ должностного лица в том, что жизни мирных граждан не подвергнутся опасности.

Для этого международному сообществу следует уделить особое внимание проблеме контроля за действиями САС со стороны оператора, определить границы и нормы такого контроля, которые обеспечат моральную приемлемость данных систем и максимально гарантируют соблюдение прав человека при их использовании.

Факт того, что в настоящее время в международном сообществе отсутствует единое определение автономных смертоносных систем вооружений, объясняет затяжной характер дискуссии по данной теме. Мировое сообщество не имеет чёткого представления о реальных последствиях применения САС.

Принимая во внимание отсутствие конкретных ограничений на применение автономных смертоносных систем вооружений в международном праве и праве вооружённых конфликтов, мировое сообщество вынуждено руководствоваться далеко не совершенными, но всё же создающими основу правового регулирования рассматриваемого вопроса нормами международного гуманитарного права. На основании ст. 36 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов (Протокола I), при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны сторона должна определить, подпадает ли их применение, при некоторых или при всех обстоятельствах, под запрещения, содержащиеся в указанном Протоколе или в каких-либо других нормах международного права, применяемых к данной стороне.

По мнению представителей МККК, именно таким образом надлежит изучать и анализировать автономные системы вооружений и возможности их применения.

В докладе подробно рассматриваются четыре области, которые необходимо изучить в целях выработки конкретных параметров человеческого контроля при применении САС.

В первой области затрагиваются вопросы контроля за применением силы и оружия в контексте его предсказуемости и надёжности. По мере возрастания сложности выполняемых задач или динамичного развития внешних условий степень предсказуемости функционирования САС снижается. Авторы ставят на повестку дня вопрос о том, какой уровень надёжности и предсказуемости является необходимым.

Во второй области рассматривается вопрос о том, как контролировать применение силы, которое может привести к непреднамеренной эскалации конфликта в случае наступательных или оборонительных операций. Авторы выясняют, может ли применение автономного оружия спровоцировать или быстро обострить конфликт, затруднив при этом принятие политических решений, например, в случаях, когда стратегическая сдержанность помогает предотвратить тотальную войну.

В третьей области поднимается вопрос атрибуции применения САС: к кому должны обращаться гражданские лица или гуманитарные организации, такие как МККК, в случаях, когда САС применяется в нарушение норм международного гуманитарного права. 

В четвёртой области авторы формулируют главный вопрос: кто будет нести ответственность в случае нарушения норм международного права, ведь именно стороны конфликта несут ответственность за соблюдение и обеспечение соблюдения норм ведения военных действий и эти обязательства не могут быть переданы машине.

В заключение Международный Комитет Красного Креста призывает государства подойти к обсуждению проблемы автономных систем вооружений в рамках Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Конвенция о «негуманном» оружии). Данная Конвенция открыта к подписанию 10 апреля 1981 года, ратифицирована СССР (Россией) в 1983 г. Она является одним из ключевых элементов современного международного гуманитарного права, обеспечивающим баланс между гуманитарной озабоченностью в отношении применения конкретных видов вооружений и законными оборонными интересами государств. Конвенция закрепляет две важнейшие нормы регулирования:

– необходимость обеспечения различия между гражданским населением и военным персоналом;

– запрет на применение оружия, причиняющего излишние повреждения или страдания участникам вооружённого конфликта или делающего их смерть неизбежной.

Рассмотрение вопроса о применении автономных смертоносных систем вооружений в рамках указанной выше Конвенции поможет внести большую правовую ясность в вопрос применения САС в контексте норм международного гуманитарного права, а проанализированные в докладе вопросы правового регулирования использования автономных систем вооружения могут представлять значительный научный и прикладной интерес для отечественных учёных.

Оригинал доклада: Towards policy clarity on Autonomous Weapons Systems // Jeremy B. England // ORF Issue Brief; No. 165; December, 2016.

Фото: © Юрий Смитюк

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь