КОСМИЧЕСКИЕ ВОЙСКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО



18 июня 2018 года на заседании Национального космического совета президент США Дональд Трамп выступил с предложением о создании космических сил. Данное заявление президента можно трактовать по-разному: от выделения существующей группировки орбитальных спутников США из структуры ВВС США и создания отдельного командования для управления ими до намерения США создать военное присутствие в космическом пространстве. В любом случае каждый из этих вариантов требует всесторонней оценки с точки зрения норм международного права.

В настоящее время имеющиеся у развитых стран технологии исследования и использования околоземного космического пространства вынуждают учёных-правоведов обратить особое внимание на проблему дистанционного зондирования Земли, наблюдения поверхности нашей планеты авиационными и космическими средствами, оснащёнными различными типами съёмочной аппаратуры.

В соответствии с действующим законодательством США для запуска любого спутника дистанционного зондирования необходимо получить разрешение Управления космических коммерческих перевозок (OCST). В то же время Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, принятая Резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1974 г., обязывает государство, осуществляющее запуск предметов в космическое пространство, вести их учёт  и предоставлять данные для включения в специальный реестр ООН.

Существующие в настоящее время нормы международного права недостаточно прозрачно регулируют вопросы дистанционного зондирования и иного использования спутников в военных целях. Резолюция 41/65 Генеральной Ассамблеи ООН обязывает страны-участницы осуществлять данную деятельность в соответствии с общими нормами международного права. При этом многие эксперты продолжают считать, что подобного рода деятельность следует расценивать как шпионаж и соответственно применять иные правовые нормы.

Согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, использование космического пространства в военных целях является грубым нарушением норм международного права. Однако ст. IV данного Договора не запрещает «использование любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования Луны и других небесных тел». Такое «любое оборудование» может включать и военное оборудование, если при его использовании соблюдаются условия необходимости и мирных целей, соответствие которым правомочен определять только Совет Безопасности ООН.

Не менее актуальной с точки зрения международного права представляется и проблема противодействия угрозе применения межконтинентальных баллистических ракет (МБР), особенно в контексте их уязвимости на орбитальном участке траектории для противоракет, лазеров и иных средств противоракетной обороны (ПРО). Развитие систем ПРО и их выход в околоземное космическое пространство не только может положить начало гонке космических вооружений, но и является нарушением норм международного права.

Ряд экспертов также поднимают вопрос размещения военного оборудования в космическом пространстве для защиты Земли от астероидов или возможного вторжения внеземных форм жизни. Хотя и тот и другой сценарий представляются маловероятными, они, безусловно, требуют всесторонней проработки, в том числе на политико-правовом уровне.

Таким образом, несмотря на запрет на размещение систем вооружения в околоземном космическом пространстве со стороны международного права, развитие технологий исследования и освоения космоса так или иначе поднимает ряд вопросов, связанных с правовым регулированием деятельности государств и негосударственных субъектов в околоземном космическом пространстве, в том числе в военной сфере.

Изучение законности использования космического пространства в военных целях в контексте существующих норм международного права и возможного развития данных норм вслед за развитием технологий освоения космоса может представлять значительный теоретический и практический интерес для отечественных учёных.

Бабак Шакури Хассанабади, магистр международного публичного права

Оригинал статьи: Shakouri Hassanabadi, B. Space Force and International Space Law (July 4, 2018). – Available at SSRN. – Mode of access: https://ssrn.com/abstract=3208385 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3208385

Фото: © pixabay.com

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь