12:12 | 25 сентября 2018 г.
В настоящее время уровень милитаризации космического пространства неуклонно растёт. Учитывая это, важно понять, могут ли нормы международного гуманитарного права (МГП), традиционно применяемые в ситуации вооружённого конфликта, быть использованы для урегулирования такого конфликта в космическом пространстве. Исследование данного вопроса целесообразно начать с поиска возможных путей взаимодействия МГП с режимом правового регулирования, действующим в космическом пространстве в настоящее время. Правовой основой данного режима служит Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Договор о космосе), 1967 года. В преамбуле к Договору сказано, что космическое пространство должно исследоваться и использоваться «в мирных целях», невоенный характер подобных действий подчёркивается в ст. IV Договора. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что космическое пространство нельзя использовать в военных целях.
Однако при этом следует учитывать, что Договор о космосе был подписан достаточно давно, когда технологии исследования и освоения космоса ещё не были столь развиты, в результате чего он не содержит указаний относительно того, как и может ли он применяться в случае вооружённого конфликта.
При этом ст. III и IV Устава ООН допускают осуществление военной деятельности в космосе, если такая деятельность не противоречит Уставу.
Комиссия по международному праву (КМП) установила, что специальным законом (лат. – lex specialis), применимым в ситуации вооружённого конфликта, является МГП.
Исследования Комиссии являются основой для дальнейшего изучения проблем мирного и военного использования космоса, на данном этапе носят скорее теоретический характер. При более подробном их изучении становится понятно, что в ситуации вооружённого конфликта Договор о космосе применяется в строгом соответствии с нормами МГП.
В тоже время специалисты Комиссии пришли к выводу о том, что право на национальную и коллективную самооборону является приоритетным по отношению ко всем международным правовым режимам, договорам и соглашениям, что позволяет в определённой ситуации использовать космическое пространство в военных целях (для отражения или предотвращения неминуемой агрессии).
Вопросы взаимодействия норм международного гуманитарного права и режима правового регулирования космического пространства могут представлять существенный теоретический и прикладной интерес для отечественных учёных.
Дэйл Стивенс, профессор юридического факультета университета Аделаиды, глава научно-исследовательской группы по военному праву и этике.
Оригинал статьи: The International Legal Implications of Military Space Operations: Examining the Interplay between International Humanitarian Law and the Outer Space Legal Regime, Dale Stephens, University of Adelaide Law School, 2018
Фото: © Военное обозрение
22:05 | 24 октября 2017 г.
УДАРНАЯ СИЛА: КАК РОБОТОТЕХНИКА, КИБЕР- И КОСМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ МЕНЯЮТ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ Старцун В. Н. , Балканов И. В.02:10 | 31 марта 2017 г.
РОЛЬ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА Никитин А. П.
Комментарии (0)
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.