О ПРАВОМЕРНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БПЛА В ВОЕННЫХ ЦЕЛЯХ

Богдан

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации по научной работе



В  настоящее время Министерство обороны США выделяет следующие характеристики, позволяющие отнести тот или иной летательный аппарат к категории беспилотных (БПЛА): отсутствие на борту пилота;дистанционное управление оператором по радио- или иному каналу связи; возможность программирования для выполнения конкретной задачи как до, так и во времяполета.

Беспилотные летательные аппаратыдостаточно долгое время использовались исключительно для ведения разведки, однако в 2001 годуамериканские военные прияли решение оснастить их ракетами и использовать для ликвидациитеррористов в Афганистане. С тех пор уже более 80 стран мира последовали примеру США и приняли на вооружение как разведывательные, так и ударные БПЛА.

В настоящее время вопрос применения беспилотных летательных аппаратов в ходе военных действий является одним из наиболее дискуссионных в области международного права. Некоторые экспертыпродолжают настаивать на том, что использование БПЛА в полной мере соответствует нормам международного гуманитарного права[4] в то время какабсолютное большинство, напротив, призывает к превентивному запрету подобных систем вооружения [3].

Проведение ударных операций при помощи БПЛА представляет собой целенаправленное убийство, совершение которого в рамках норм международного гуманитарного права должно соответствовать принципам военной необходимости, гуманности, проведения различия и пропорциональности. Более того, операторы БПЛА, отдающие машине команду на уничтожение цели, зачастую не являются военнослужащими, не имеют статус комбатанта, а, следовательно, не могут законно участвовать в проведении военных и специальных операций.

В соответствии с принципами обычного международного праваСтатья 51 Устава ООН ограничивает применение силы исключительно мераминеобходимой самообороны. В настоящее время антитеррористические и иные специальные операциизачастую носят упреждающий характер и нередкопроводятся с нарушением государственных границ и вопреки воле «принимающего» государства (т.е. государства, на территории силами другого государства которого проводится военная или иная специальная операция), что по мнению Международного суда противоречащим нормам обычного международного права.

Кроме того, на практике БПЛА все чаще используются негосударственными игроками, которые в своих действиях никогда не руководствовались и не руководствуются нормами международного права. Одним из наиболее ярких примеров является попытка применения БПЛА боевиками ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация) в Сирийской Арабской Республике в начале 2018 года. Тогдароссийским силам ПВО и РЭБудалось отразить нападение на авиабазу Хмеймим и пункт обеспечения ВМФ России в Тартусе[1].Семь аппаратов были сбиты зенитными комплексами, остальные взяты под контроль подразделением радиоэлектронной борьбы. После данного инцидента последовало заявление начальника Управления строительства и развития системы применения БПЛА Генерального штабаВооруженныхСил Российской Федерации генерал-майора Александра Новикова о появлении реальной угрозы, связанной с применением беспилотных летательных аппаратов в террористических целях в любой точке мира[2].

В контексте вышеизложенного, многие компании, занимающиеся разработкой и продажей коммерческих беспилотников, внесли в программно-аппаратную логику своих изделий возможность их дистанционного отключения и установки зон ограничения их использования.
Тем не менее до сих пор неразрешеннымостается вопрос правового регулирования использования БПЛА. Очевидно, что применение подобных систем вооружениядолжно оцениваться как с позиции международного гуманитарного права, так и с точки зрения норм международного права в области защиты прав человека, поскольку использование автономных систем вооружения нарушает право на жизнь, средства правовой защиты или соблюдение принципов человеческого достоинства.

Все вышесказанное позволяет нам говорить о необходимостиизменения существующих международных правовых норм в целях созданияособого правового режима, регулирующего применение БПЛА в военных и специальных целях и устанавливающего международно-правовую ответственность государств, негосударственных образований и частных лиц за противоправное использование подобных систем. Эффективное решение поставленной задачи возможно исключительно путемтесного взаимодействия представителей научного сообщества, военных юристов, экспертов отрасли, военного и политического руководства как на национальном, так и на международном уровнях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспилотный терроризм: как боевики могли создать БПЛА и попытаться атаковать российские военные объекты в Сирии (Электронный ресурс).
Режим доступа: https://russian.rt.com/world/article/468332-minoborony-bespilotniki-terroristi.
2. Генштаб сообщил об угрозе применения террористами БПЛА в любой точке мира (Электронный ресурс).
Режим доступа: https://ria.ru/defense_safety/20180111/1512442520.html.
3. Making the Case: The Dangers of Killer Robots and the Need for a Preemptive Ban / Human Rights Watch, International Human Rights Clinic // December 2016.
4. Sehrawat, Vivek. Legal Status of Drones Under LOAC and International Law / V. Sehrawat // Penn State Journal of Law & International Affairs, 2017, Vol. 5, No. 1.

Фото: ©  dronewars.net

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь