О ПЕРСПЕКТИВАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ (ОХРАННЫХ) КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВЗГЛЯД ИЗ ИНДУСТРИИ

Алексей

генеральный директор частной охранной компании Moran Security Group



Анализ международного опыта свидетельствует о том, что частные военные (охранные) компании (далее – ЧВОК) с каждым днём играют все большую роль в экономической, военной и политической сферах различных мировых держав. Иными словами, в современных условиях ЧВОК становятся одним из важных инструментов реализации национальных интересов без прямого участия государства.

На сегодняшний день в Российской Федерации ЧВОК не имеют официального статуса, однако, например, в международной морской индустрии существует ряд механизмов правового регулирования деятельности охранных компаний, во многом благодаря которым компания MoranSecurityGroupуспешно взаимодействует с Министерством обороны Российской Федерации и Совкомфлотом в рамках совместной рабочей группы по охране судов.

Мы считаем целесообразным использовать данные наработки при решении задач правового регулирования деятельности ЧВОК на суше. При этом следует принять во внимание зарубежный опыт создания подобных структур, в частности, США и Великобритании, изучить существующие законодательные инициативы.

Необходимость принятия законодательного акта по ЧВОК в Российской Федерации обусловлена рядом факторов. В первую очередь требуется легализовать уже ведущуюся в данной сфере деятельность, так как в настоящее время очевидно наличие правовой лакуны. Следующей причиной в пользу принятия национального законодательства выступает открывающаяся возможность контроля над оборотом оружия, осуществляемым миссиями, а также перспектива более плотного взаимодействия с Министерством обороны Российской Федерации по данному вопросу. Кроме того, станет возможным на законодательном уровне обеспечить защиту сотрудников ЧВОК.

В то же время стоит помнить о том, что принятие закона о ЧВОК в Российской Федерации должно повлечь за собой внесение соответствующих изменений в национальное законодательство. В частности, потребуется модифицировать Статью 359 Уголовного кодекса Российской Федерации («Наёмничество») или вовсе удалить её.

В процессе работы над национальным законопроектом необходимо обеспечить включение в него требований, которые предъявляются к частным охранным компаниям за рубежом как на национальном, так и на международном уровне, а именно: принципы ICoCa, которые основаны на документе Монтрё, но, в отличие от последнего, являются не благими пожеланиями, а уже сформировавшейся чёткой системой, включающей в себя национальные и международные стандарты, резолюции ИМО (для морских операций) и правила сертификации ЧВК, разработанные членами Ассоциации (ICoCA), а это – 7 правительств, 90 частных охранных компаний и 22 общественных организации, среди которых, к сожалению, нет ни  одного представителя России. К указанным выше требованиям относятся:

·     включение кодекса в документы, регламентирующие деятельность компании;

·     отбор и проверка персонала;

·     отбор и проверка субподрядчиков;

·     процедуры компаний и трудовые договоры;

·     подготовка персонала;

·     контроль оружия;

·     подготовка по применению оружия;

·     управление военным имуществом;

·     сообщения об инцидентах;

·     охрана и безопасность труда;

·     процедуры рассмотрения жалоб;

·     финансовые обязательства, в том в части страхования профессиональной ответственности компании и её сотрудников.

Мы считаем, что национальное законодательство должно предусматривать обязательную сертификацию частных военных (охранных) компаний в соответствии с международными стандартами ISO 28007-2015 и ISO 18788-2015 для морских и сухопутных операций соответственно, как необходимый и объективный критерий, который позволит объективно оценивать способность компаний оказывать соответствующие услуги с учётом 12-ти вышеприведённых требований и процедур. Это, в свою очередь, будет означать внедрение систем управления качеством предоставляемых услуг и позволит организовать постоянный аудит операционной деятельности во избежание нанесения ущерба третьим лицам, оказания услуг ненадлежащего качества, нарушения законодательства «государств территориальной юрисдикции» (В. Документ Монтрё).

В Российской Федерации, как «государстве происхождения» (С. Документа Монтрё), в качестве государственного органа, выдающего соответствующую лицензию, логично было бы определить Министерство обороны Российской Федерации.

Особого внимания заслуживает вопрос финансового «порога» для создания подобных структур. Например, в соответствии с законопроектом о частных военно-охранных компаниях, инициатором которого выступил Г. С. Носовко и который рассматривался Государственной Думой Российской Федерации в 2014 году, уставный капитал собственных средств таких организаций должен был составлять не менее 100 млн рублей. Мы считаем такую цифру завышенной и выступаем за то, чтобы такой финансовый «порог» был разумным.

Ключевым пунктом законопроекта должно стать то, что данные структуры создаются для ведения своей деятельности за пределами страны, т. е. на территории Российской Федерации они могут функционировать только для подготовки персонала и повышения его квалификации.

Следующий вопрос, который обязательно должен быть рассмотрен в контексте национального законопроекта о ЧВОК, – оборот и складирование вооружения. На наш взгляд, целесообразно внести изменения в Федеральный закон «Об оружии» № 150-ФЗ, которые позволили бы российским компаниям продавать оружие гражданам нашей страны. В настоящее время «Рособоронэкспорт» не имеет возможность продавать оружие подобным структурам, так как существует прямой запрет на продажу вооружения российским гражданам. Ввиду этого компании вынуждены закупать вооружение у европейских и американских дилеров.

Стандартная лицензия должна включать в себя возможность иметь в наличии автоматическое вооружение до калибра 7.62х54. Наличие более продвинутого вооружения возможно при получении спецразрешений в зависимости от зоны операций компании и обоснованности наличия такого вооружения. Также необходимо продумать вопрос с оборотом тяжёлого вооружения и того, при помощи каких механизмов оно может быть организовано. В качестве одного из возможных вариантов разрешения этого вопроса может быть аренда вооружения у Министерства обороны Российской Федерации.

В целом, должно быть принято довольно гибкое и современное законодательство, в ходе разработки которого будет учтён опыт работы российских частных охранных предприятий и взаимодействия с Министерством внутренних дел Российской Федерации во избежание выхолащивания самой идеи и создания очередной коррупционной составляющей.

Принятие законопроекта о ЧВОК в Российской Федерации позволит использовать данные компании для защиты национальных интересов за пределами Российской Федерации, будет способствовать развитию международного военного сотрудничества, снижению уровня военных и террористических угроз путём выполнения военно-охранных работ.

Однако нам предстоит выполнить большую работу, прежде чем мы сможем начать дискуссию по данному вопросу в практическом русле.

 

Фото: © tactical.com

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь