ИНИЦИАТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА КРАСНОГО КРЕСТА В КОНТЕКСТЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ (ОХРАННЫХ) КОМПАНИЙ

Анастасия

региональный советник по правовым вопросам в странах Восточной Европы и Центральной Азии Международного Комитета Красного Креста



Международный Комитет Красного Креста (МККК) работает в большом количестве стран и имеет возможность наблюдать последствия действий участников вооружённых действий на линии фронта. По этой причине МККК ведёт дискуссию с различными сторонами и силами о принципах международного гуманитарного права, применение которого становится актуальнее с каждым днём.

За последние десятилетия число случаев использования частных военных (охранных) компаний (ЧВОК) в вооружённом конфликте существенно возросло, что вызывает озабоченность ввиду возможных последствий их использования для защиты гражданского населения.

Признавая возникающие в связи с этим проблемы гуманитарного плана, правительство Швейцарии и МККК выступили с совместной инициативой, которая в 2008 году привела к принятию Документа Монтрё, предназначенного определить, каким образом международное право применимо к деятельности ЧВОК, присутствующих на театрах вооружённого конфликта. В целях содействия соблюдению ЧВОК международного права в тексте документа получили подтверждение международные обязательства государств и приводились примеры надлежащей практики.

Несмотря на то что, по некоторым данным, государства стали в меньшей степени полагаться на услуги ЧВОК, предполагающие участие в боевых действиях, частные подрядчики продолжают действовать в ситуациях вооружённого конфликта, развивая свою деятельность и предлагая разнообразные услуги. Таким образом, необходимо продолжать работу над имплементацией норм и надлежащей практики, содержащихся в Документе Монтрё.

Трудности также могут возникать и в связи с участием ЧВОК в постконфликтных и других аналогичных ситуациях. Например, в этих и других случаях применение силы сотрудниками ЧВОК должно строго регулироваться, чтобы предупредить возможные злоупотребления.

Документ Монтрё, хотя и не является международно-правовым документом обязательственного характера, представляет собой важный шаг в общем стремлении прояснить, подтвердить и (или) разработать международно-правовые стандарты, направленные на повышение соблюдения международных норм в тех ситуациях, где действуют ЧВОК.

За последние несколько лет были предприняты и другие международные инициативы по регулированию деятельности частных подрядчиков. Например, в рамках ООН обсуждается возможность разработки международной конвенции, регулирующей деятельность ЧВОК. Подобный документ установил бы для государств новые предписывающие обязательства и таким образом вышел бы за пределы Документа Монтрё, который в основном ещё раз подтвердил уже существующие международные обязательства государств в отношении ЧВОК.

Хотя остальные инициативы отличаются от Документа Монтрё и используют иные подходы, МККК полагает, что они должны считаться дополнением к нему. Общая для них всех цель – содействие соблюдению международного права. Подобные инициативы также играют важную роль, предупреждая совершение сотрудниками ЧВОК действий, противоречащих нормам международного права. Чрезвычайно важно, что различные инициативы создают сеть взаимно подкрепляемых обязательств, стандартов и надлежащей практики, которые должны служить повышению защиты лиц, пострадавших в результате вооружённого конфликта (или тех, кто оказался в ситуации, не достигающей порога вооружённого конфликта).

Государствам следует принять меры для более чёткого определения услуг, которые могут или не могут передаваться ЧВОК. В этом плане особое внимание должно быть уделено тому, приведёт ли выполнение тех или иных задач к тому, что сотрудники ЧВОК будут принимать непосредственное участие в военных действиях. Ещё одна область, которая требует дальнейшего внимания, – это привлечение ЧВОК и их персонала к ответственности за нарушения международного права и внутригосударственного законодательства, а также осуществление контроля за их действиями. Существенную трудность в этом плане представляет многонациональный характер значительной части данной индустрии. С учётом того, что целый ряд государств может иметь отношение к деятельности ЧВОК или сталкиваться с последствиями их деятельности, чрезвычайно большое значение приобретает межгосударственное сотрудничество. Вызывает озабоченность и такая тенденция: некоторые государства полагаются на ЧВОК в обучении личного состава своих вооружённых сил и сил безопасности нормам МГП и МППЧ. Учитывая, что надлежащее обучение является ключевым элементом в предупреждении нарушений МГП, обучение силами ЧВОК требует необходимого регулирования и постоянного надзора со стороны соответствующего государства.

Необходимо также отметить и позитивный вклад Документа Монтрё в вопросы регулирования деятельности ЧВОК и формирование соответствующих правовых подходов. Помимо роста числа тех, кто поддержал Документ, можно сказать, что по сравнению со временем его принятия, решение лежащих в его основе гуманитарных задач значительно продвинулось вперёд. Документ способствовал лучшему пониманию того, что международные обязательства применимы и к деятельности ЧВОК. Он также углубил осознание государствами их обязательств в отношении деятельности ЧВОК и важности принятия и имплементации соответствующего национального законодательства.

Несмотря на достигнутые результаты, ещё многое предстоит сделать в будущем для надлежащего регулирования деятельности ЧВОК в рамках национальных законодательных систем и практики для обеспечения более строгого соблюдения норм международного права.

 

Фото: © vice.com

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь