Научные статьи

21:35 | 20 марта 2018 г.

In English

ВСТУПЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В БРАК: МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дмитрий

курсант 5-го курса прокурорско-следственного факультета Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

В статье рассматривается государственное регулирование таких форм брачно-семейных отношений, как официальный брак и сожительство. Исследуются правовые последствия вступления в брак для военнослужащего, проходящего военную службу по призыву или по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, а также приведены нормативные положения, обеспечивающие социально-экономическую поддержку, стимулирование и достойный уровень жизни семьи военнослужащего.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Целью настоящего исследования является доказательство того, что официальный брак – единственная форма брачно-семейных отношений, которая поддерживается, охраняется и стимулируется на государственном уровне. Таким образом, объектом исследования являются брачно-семейные отношения, а предметом – законодательство Российской Федерации, регламентирующее меры государственной поддержки и стимулирования  такой формы брачно-семейных отношений, как официальный брак. Методами, используемыми при проведении данного исследования, являются: опрос, сравнение, анализ, изучение и обобщение.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [12].

В настоящее время экономические, духовные и иные проблемы общества оказывают на институт семьи неблагоприятное влияние. Многие люди, в том числе и военнослужащие, задаются вопросами: следует ли заводить семью; смогу ли я её прокормить; зачем оформлять официальный брак, если между сожительством и браком нет никакой разницы, и др. Наличие проблемы показывает опрос общественного мнения, проведённый Всероссийским центром исследования общественного мнения (далее – ВЦИОМ). Согласно опросу доля лиц в возрасте от 18 до 24 лет, отдающих предпочтение совместной жизни со второй половиной без официальной регистрации, составляет 21%. Хотя среди лиц в возрасте 60 лет и более данной позиции придерживаются лишь 5% опрошенных [11].

Почему же все-таки официальный брак имеет преимущество перед совместным проживанием лиц? Выясним это далее в настоящей статье, обратив внимание также на роль официальной регистрации брака в жизни военнослужащего.

Военнослужащие – граждане Российской Федерации пользуются всеми правами, гарантиями, льготами, предоставляемыми государством.

Конституция Российской Федерации гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, а также государственную защиту семьи, тем самым провозглашая семью высшей ценностью [1].

9 декабря 1995 г. был принят Семейный кодекс Российской Федерации, который был введен в действие с 1 марта 1996 г. «Основные цели семейного законодательства – укрепление семьи, защита прав каждого отдельного человека в новых социально-экономических условиях развития нашего общества, обеспечение гарантий осуществления и охраны семейных прав граждан, а также установление мер, понуждающих граждан к выполнению возложенных на них законом семейных обязанностей» [10].

Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет права и обязанности супругов, гарантирует охрану семейных отношений, предоставляет защиту на случай развода и т. д., что распространяется только на лиц, состоящих в официальном браке.

Например, 4 сентября 2017 г. в г. Мелеуз Республики Башкортостан слушалось гражданское дело № 2-1387/2017 по исковому заявлению Тарасова А.П. к ответчице Десницкой Н.А. о разделе общей собственности, нажитой во время совместного проживания без официальной регистрации брака. Тарасов А.П. просит признать автомобиль общей долевой собственностью Тарасова А.П. и Десницкой Н.А., взыскать с Десницкой Н.А. компенсацию в размере 219 500 руб. за автомобиль, обосновывая это тем, что при наличии у него собственных сбережений и заняв денежные средства в размере 100 000 руб. у матери они приобрели автомобиль стоимостью 399 000 руб. и пользовались им совместно. Десницкая Н.А. утверждала, что оспариваемый автомобиль она приобрела на собственные средства, а денежную сумму на покупку она накопила. Исследовав все обстоятельства, суд пришел к выводу, что гражданский брак не приводит к формированию общей совместной собственности супругов, подлежащей разделу в случае прекращения отношений сожительства, и на приобретённое сожителями имущество нормы семейного законодательства не распространяются. Принадлежность имущества каждому из сожителей определяется в зависимости от того, на кого оно оформлено. Таким образом, суд решил: в удовлетворении искового заявления Тарасова А.П. к Десницкой Н.А. отказать [7].

Рассмотренный пример наглядно показывает, что государство не наделяет правовой защитой и охраной такую форму брачно-семейных отношений, как сожительство, тем самым стимулируя людей заключать официальные браки.

Государство оказывает содействие молодым семьям при приобретении жилья. 17 декабря 2010 г. Правительство Российской Федерации Постановлением № 1050 ввело в действие федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 – 2020 годы [6]. В числе основных целей программы – выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. Подпрограмма данной целевой программы «Обеспечение жильём молодых семей» предусматривает государственную поддержку в виде социальных выплат на приобретение жилья молодой семьей.

Государственная программа «Социальная поддержка граждан», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296, оказывает социальную поддержку многодетным семьям. Семьям, нуждающимся в поддержке, устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трех лет [5].

Наряду с общегражданскими нормами, в отношении военнослужащих действуют специальные нормы, обеспечивающие социальную поддержку семьям военнослужащих.

Особенности прохождения военной службы заключаются в наличии специфических военных функций, в труде разной продолжительности и напряжённости, в повышенном риске для жизни, в ограничении прав и свобод военнослужащих, в регламентированном служебном росте и т. д.

Труд военнослужащих, как особый вид труда, имеет свои характерные особенности, которые определяют необходимость предоставления военнослужащим гарантий, преимуществ, льгот [13].

В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» говорится: «Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации» [4].

Указанный Закон закрепляет право военнослужащих на изменение места военной службы в случае, если состояние здоровья кого-либо из членов семьи ухудшается при длительном нахождении в данной местности.

Также военнослужащему предоставляется отпуск по личным обстоятельствам на срок до 10 суток в случае тяжёлого состояния близкого родственника (в том числе супруги, детей), в других случаях, когда нахождение военнослужащего в семье необходимо. Как мы видим, в случае, если военнослужащий не зарегистрировал официально свои отношения, но возникла ситуация, когда он должен находиться со своей девушкой, основания для предоставления дополнительного отпуска отсутствуют. Закон гласит: «Супругам военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих. При этом продолжительность отпуска супругов военнослужащих может быть по их желанию равной продолжительности отпуска военнослужащих. Часть отпуска супругов военнослужащих, превышающая продолжительность ежегодного отпуска по основному месту их работы, предоставляется без сохранения заработной платы» [4].

При обеспечении военнослужащего жильём размеры данного жилья либо денежной компенсации зависят от состава семьи военнослужащего. Военнослужащим и членам их семей также предоставляется компенсация за наём (поднаём) жилого помещения, что регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей», приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. № 235 «О мерах по реализации в Вооружённых Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909».

Члены семей военнослужащих имеют право на бесплатную медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Члены семей офицеров имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях [4]. Также военнослужащие и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в соответствующих учреждениях.

Члены семьи военнослужащего имеют право на безвозмездный проезд от места жительства к месту военной службы военнослужащего в связи с переводом военнослужащего; один раз в год – к месту использования отпуска и обратно; на лечение в медицинские организации по заключению военно-врачебной комиссии и обратно; при увольнении военнослужащего с военной службы, а также в случае гибели (смерти) военнослужащего к избранному месту жительства [4].

Следует отметить, что на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне [4].

Помимо прочего, супруги военнослужащих имеют преимущественное право при трудоустройстве в государственные учреждения, что закреплено в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I(в редакции от 29 июля 2017 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» [2]. Если супруга военнослужащего имеет постоянное место занятости, ей предоставляется такая льгота, как право на использование административного отпуска до 14 дней в году в удобное время на основании ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации. 

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на гарантированные государством выплаты на детей [3]. Данным нормативным правовым актом предусмотрена выплата единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в размере 25 892 руб. 45 коп. Условием выплаты является срок беременности на момент призыва мужа на военную службу – не менее 180 дней [4]. Также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и имеющим детей, положено ежемесячное пособие на ребенка в размере 11 096 руб. 76 коп. Это пособие выдается жёнам до достижения ребёнком трехлетнего возраста, но на время прохождения военной службы отцом ребёнка. Для получения единовременного пособия женщина должна находиться замужем за военнослужащим.

Подпрограммой 3 «Обеспечение государственной поддержки граждан, имеющих детей» Федеральной целевой программы «Социальная поддержка граждан» закреплены указанные выше льготы военнослужащих на детей.

Помимо вышеперечисленного, существуют другие преимущества жены военнослужащего перед его сожительницей. Например, курсантам военно-учебных заведений, которые официально зарегистрировали брак, разрешено проживать вне территории учебного заведения независимо от года службы; при нахождении военнослужащего в госпитале либо ином медицинском учреждении, к нему пускают в качестве посетителей только близких родственников, к числу которых также относится жена, и т. д.

Государство оказывает социальную поддержку и правовую защиту военнослужащим, как гражданам, посвятившим свою судьбу службе государству, охране страны, выполнению различных военных функций и т. д. Семейное благополучие военнослужащих – один из важных элементов, обеспечивающих боеготовность Вооружённых Сил Российской Федерации. Осуществление социальной защиты вооружённых защитников Отечества – необходимое условие поддержания на должном уровне боевой готовности и боеспособности войск [11].

Государство на конституционном уровне закрепило гарантии защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации. Семьям в стране оказывается различная поддержка, приняты федеральные целевые программы, такие как: «Социальная поддержка граждан», «Жилище». Семейный кодекс Российской Федерации регулирует брачно-семейные отношения, определяя права и обязанности супругов, закрепляя гарантии охраны и защиты семьи и т.д.

Стоит отметить, что в последнее время все чаще звучат призывы к уравниванию сожительства с официальным браком. В январе 2018 года член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Беляков А.В. внес законопроект, после принятия которого должны были быть внесены изменения в Семейный кодекс Российской Федерации. «Фактические брачные отношения - не зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, проживающих совместно и ведущих общее хозяйство. Признаками фактических брачных отношений являются: совместное проживание в течение пяти лет; совместное проживание в течение двух лет и наличие общего ребёнка (общих детей)», – следует из текста законопроекта [8].

Инициатива подразумевала приобретение прав и обязанностей супругов, предусмотренных семейным и гражданским законодательством, при соблюдении указанных условий. Однако, в феврале данный законопроект был отклонен.

Внесение данного законопроекта в Государственную думу Российской Федерации свидетельствует об актуальности вопроса законодательного урегулирования правового положения гражданского брака в России. Однако, данная инициатива носит отрицательный характер, поскольку само приравнивание официального и гражданского союза подрывает ценность брака. Не понятно, как и с какого момента будет отсчитываться срок совместного проживания. Показания свидетелей или записи видеокамер не могут прямо утвердить данное обстоятельство. Приравнивание не вынудит людей идти в ЗАГС и регистрировать семейные отношения, а наоборот может создать отношение к этому, как к бесполезной процедуре. Что касается совместного имущества или необходимости защиты своих детей в случае расставания, то как раз отсутствие таковых гарантий должно мотивировать людей регистрировать семейные отношения в органах ЗАГС. Приравнивание официального брака и сожительства повлечет за собой рост разводов, так как фактический брак очень неустойчивый. Государство не должно лишать граждан права выбора на вступление в брак , а должно лишь всячески способствовать этому.

История нашей страны знает подобную «законодательную революцию». В 1926 г. в СССР сожительство и официальный брак были уравнены в правах. Последствием этого стал катастрофический рост разводов. В 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов[9]. В 1944 г. соответствующим указом Президиума Верховного Совета СССР данное приравнивание было отменено, тем самым признав свою ошибку.

Подводя итог оценке законопроекта, приходим к выводу, что приравнивание официального брака и сожительства следует считать невозможным. Однако, для решения вопроса охраны прав сожительствующих лиц, а именно проблемы раздела совместного имущества, целесообразно принять соответствующий нормативно-правовой акт, либо внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации, например, добавить в главу 7 статью 37.1 «Признание имущества совместно проживающих мужчины и женщины общей собственностью», где прописать порядок и условия такого признания. Однако, данная статья должна распространяться не на всех сожительствующих лиц, а на отдельные категории. К таковым следует отнести случаи:

1.      Совместное проживание мужчины и женщины в течение 5 лет, если один из сожительствующих лиц умер, либо безвестно отсутствует. Срок свидетельствует об относительно надежном характере отношений, а союз прекращается ввиду обстоятельств, не зависящих от воли сожительствующих.

2.      Совместное проживание мужчины и женщины в течение 3 лет при наличии общего ребенка. В данном случае срок свидетельствует о надежности и долгосрочности союза мужчины и женщины, а рождение ребенка – о необходимости защиты и заботы о нем со стороны государства.

Таким образом, государство с помощью федеральных целевых программ, отраслевых нормативных правовых актов оказывает необходимую материальную поддержку по разным направлениям семьям, в том числе семьям военнослужащих, и осуществляет их правовую охрану, что, несомненно, благоприятно сказывается на демографической ситуации в стране. Также на уровне субъектов Российской Федерации принимаются различные региональные программы поддержки семьи и детства. Необходимо отметить, что сожительствующие лица не подпадают под действие данных целевых программ и не пользуются предоставляемыми правами и защитой. 

Государство проводит грамотную и дальновидную законодательную политику в данной сфере правовых отношений, не принимая поспешных решений, что мы видим на примере законопроекта депутата Белякова А.В.

Приведённые выше аргументы опровергают суждение о том, что вступать в брак не целесообразно и не выгодно для молодой пары. Вступая в официальный брак, молодожёны приобретают законодательно регламентированные права и обязанности, государственную поддержку, охрану и заботу. Для семей военнослужащих существует ряд специальных мер государственной поддержки. Это свидетельствует о стремлении государства создать достойный уровень жизни военнослужащего, что несомненно оказывает влияние на обороноспособность государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 13.02.2018).

2. О занятости населения в Российской Федерации: закон от 19 апр. 1991 г. № 1032-I// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. – Ст. 1915.

3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1929.

4. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.

5. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 // Рос. газ. – 2012. – 9 мая.

6. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 – 2020 годы: постановление Правительства Рос. Федерации от 17 дек. 2010 г. № 1050 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 5. – Ст. 739.

7. Решение по делу № 2-1378/2017 ~ М-1260/2017 Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 04.09.2017 г. по исковому заявлению Тарасова А.П. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rospravosudie.com (дата обращения 20.02.2018).

8. В Госдуму внесен законопроект, приравнивающий незарегистрированные браки к официальным [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/4891236 (дата обращения 19.02.2018).

9. Мальцев Д.А.Реквием по семье? // Журнал "Виноград". – 2013 – № 6 (56).

10. Разов П.В., Чаевич А.В., Архипов В.А.Современное состояние социальной защиты военнослужащих ВС РФ // Сервис+. – 2012. – № 1. – С. 84 – 91.

11. Рашидова А.И.Семья в российском праве // Universum: Вестн. Герценов. ун-та. – 2012. – № 3. – С. 58 – 63.

12. Серебрякова Н.А.Система социальной защиты военнослужащих // Вестн. СГТУ. – 2008. – № 1. – С. 211 – 223.

13. Шелковникова Н.И.Понятие семьи и семейных ценностей у молодых родителей в воспитании детей // Символ науки. – 2015. – № 4. – С. 253 – 258.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь