Научные статьи

10:50 | 16 ноября 2017 г.

In English

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АУТСОРСИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Александр

старший юрисконсульт, соискатель ученой степени кандидата юридических наук Московского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации

В статье обосновывается необходимость научного исследования теории и практики использования аутсорсинговых отношений в сфере хозяйственно-экономической деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, анализируется отечественных и зарубежный опыт, накопленный в этой области, приводятся конкретные предложения по совершенствованию организационно-правовых оснований применения аутсорсинга в военных организациях.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

 

Успешное решение задач в области обороны и безопасности Российской Федерации в значительной степени зависит от реализации политики модернизации военной организации государства, цель которой – достижение современного уровня технического оснащения и подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, рационализация их структуры, состава и численности, обеспечение высокой боеготовности и боеспособности соединений, воинских частей и подразделений, дальнейшее укрепление морально-психологического состояния личного состава.

Согласно п. 37 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, совершенствование военной организации государства осуществляется, в том числе, на основе сбалансированного развития компонентов военной организации, наращивания оборонного потенциала, оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными вооружением, военной и специальной техникой, инновационного развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации.

Военная доктрина Российской Федерации (далее – Военная доктрина) в качестве одной из основных задач развития военной организации государства определяет совершенствование ее военно-экономического обеспечения на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов (подп. «г» п. 35 Военной доктрины). В рамках решения данной задачи в строительстве и развитии Вооруженных Сил, других войск и органов Российская Федерация исходит из необходимости их обеспечения современными образцами вооружения, военной и специальной техники (материально-техническими средствами) и их качественного освоения, а также интеграции и скоординированного развития систем технического, тылового и других видов обеспечения (подп. «д», «е» п. 38 Военной доктрины).

В этих целях в сфере материально-технического и хозяйственного обеспечения повседневной жизнедеятельности военных организаций в последние годы происходят масштабные преобразования. Одним из новшеств явилось внедрение в практику такого способа материального обеспечения и оказания услуг военным организациям, как аутсорсинг, основной смысл которого состоит в передаче ряда функций военного ведомства обеспечивающего, вспомогательного характера на исполнение сторонним организациям на основе соответствующих гражданско-правовых договоров.

В современном мире все больше возрастает глобальная конкуренция как между отдельными фирмами (компаниями, организациями, ассоциациями корпорациями), так и различными государствами. Многие региональные конфликты (в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией) до сих пор остаются, неурегулированными, а тенденции к их силовому разрешению сохраняются. При этом усиливается напряженность межгосударственного взаимодействия, соперничество ценностных ориентиров, моделей развития, неустойчивость процессов политического, экономического и военного развития как на глобальном, так и региональном уровнях на фоне общего осложнения международных взаимоотношений. 

В названных обстоятельствах использование современных технологий организации управления будет набирать обороты. Специализация на приоритетных задачах (функциях) выглядит наиболее предпочтительной, позволяя своевременно адаптироваться к современным, быстроизменяющимся условиям рынка. Одной из форм партнерства, позволяющей улучшить перспективы развития деятельности организации, как коммерческой, так и государственной, является аутсорсинг.

Термин «аутсорсинг» («outsourcing») происходит от английского словосочетания «outside resource using» – «использование внешних ресурсов». Необходимо отметить, что это искусственное слово, до начала 90- гг. ХХ в. его не было ни в одном языке мира. В настоящее время существует множество определений аутсорсинга. Например, в современных экономических словарях аутсорсинг трактуется как передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия с целью повышения производительности труда и снижения себестоимости продукции преимущественно за счет более дешевой рабочей силы, привлекаемой со стороны [6].

В мировой практике аутсорсинг как способ организации производства давно признан средством повышения эффективности работы компании. Наличие у компании долгосрочной аутсорсинговой стратегии является, 

по мнению ведущих аналитических агентств, необходимым условием успешного развития конкурентного бизнеса и его адаптации к стремительно меняющимся рыночным условиям [7]. 

Полагаем, что организационная сущность аутсорсинга заключается в достижении организацией – юридическим лицом повышения эффективности основной деятельности путем передачи некоторых своих непрофильных функций и (или) производственных процессов на исполнение другой организации, располагающей для этого необходимыми средствами и опытом. Это дает заказчику возможность освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления деятельности или сконцентрировать усилия на основных задачах организации.

Вместе с тем, несмотря на положительные примеры применения отношений аутсорсинга в бизнесе, их достаточно серьезное развитие и рост, следует отметить, что применение таких отношений в военной сфере может иметь негативные особенности. Так, по мнению некоторых авторов, основанных на анализе результатов практики, в ряде регионов возникают проблемы с поиском поставщиков продукции и услуг, показатели финансово-хозяйственной деятельности которых позволили бы органам управления вооруженными силами организовать взаимодействие с ними по вопросам материально-технического обеспечения войск (сил) [6].

В этой связи считаем, что внедрение аутсорсинговых отношений в силовых структурах Российской Федерации может быть осложнено в силу определенных причин:

– расположение воинских частей и подразделений в местностях (в том числе и с суровыми климатическими условиями) на значительном удалении от населенных пунктов;

– отсутствие в местах дислокации воинских частей и подразделений людских и иных ресурсов, соответствующих профилю планируемых к передаче на аутсорсинг функций;

– расположение воинских частей и подразделений за пределами страны, в том числе при выполнении миротворческих миссий;

– необходимость получения определенных услуг (выполнения работ) в условиях ведения боевых действий (контртеррористических операций);

– ряд других.

В целом, на основании изложенного приходим к выводу, согласно которому:

– построение отношений аутсоргсинга как в гражданской, так и в военной сфере деятельности – это неизбежный процесс в современной деловой и государственной практике взаимодействия организаций;

– одной из важнейших предпосылок развития отношений аутсорсинга является достаточно высокий уровень профессионализма исполнителя (подрядчика);

– аутсорсинговые отношения по своей организационной сути являются определенной формой разделения труда, выражающейся в том, что выполнение некоторых функций, осуществляемых самой организацией, передается по договорам для осуществления тем исполнителям, которые способны их выполнить наиболее эффективно и качественно; 

– применение аутсорсинговых отношений поможет не только сократить затраты и повысить эффективность основной деятельности организации, но и предоставит ей возможность освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления или сконцентрировать усилия на уже существующих, но требующих повышенного внимания. 

– степень (широта) использования аутсорсинговых отношений и определение функций (задач), которые следует передать стороннему исполнителю, может зависеть не только от оценки эффективности его применения, соотношения расходов на выполнение указанных функций самой организацией и затрат на оказание услуг по выполнению этих функций аутсорсеру, но и от оценки целесообразности выстраивания таких отношений в конкретном случае, а также иных факторов, том числе при наличии которых внедрить аутсорсинговые отношения на практике не представляется возможным.

Также полагаем, что дальнейшее внедрение в практику и применение военными организациями аутсорсинговых отношений может дать импульс к развитию малого и среднего бизнеса в месте дислокации военных организаций, созданию новых рабочих мест и повышению деловой активности предпринимателей и как следствие повышение конкурентоспособности на рынке «военных услуг». Кроме того, такая практика, может способствовать повышению боеспособности и боеготовности военных организаций, а также престижа военной службы, так как военнослужащие будут освобождены от выполнения задач, не связанных с военной подготовкой. 

Вооруженные силы различных государств отличаются друг от друга своим предназначением, составом, системой комплектования, устройства, организации, вооружением и военной техникой, спецификой использования 

в вооруженной борьбе [5]. Поэтому изучение многогранного зарубежного опыта правового регулирования применения отношений аутсорсинга в деятельности военной организации имеет весьма важное значение для решения вопросов совершенствования форм и методов использования указанного способа хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. 

С учетом сказанного представляется уместным привести слова французского юриста Марка Анселя, который отмечал, что «зарубежный опыт открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать право своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо выявляются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хорошем знании только собственного права».

Услуги (работы), которые оказываются (выполняются) на основании договора аутсорсинга, получают достаточно большое количество зарубежных военных организаций. К ним относятся армии США, Великобритании, Италии, Канады, Франции, Германии (и иных стран, входящих в блок НАТО), Израиля, Индии и др. Аутсорсинг не обошел стороной и страны ближнего зарубежья: он активно применяется в армиях Украины, Грузии, Киргизии и др.

История возникновения фирм-подрядчиков на оказание военных услуг (аутсорсеров), такова: их появление в конце XX в. было тесно связано с созданием частных вооруженных формирований для ведения боевых действий «корпоративными солдатами». В научной литературе часто употребляется термин «частная военная компания» (ЧВК), а также термины «частная разведывательная компания» (ЧРК) и «частная охранная компания» (ЧОК). По-английски данные фирмы именуются Private Military Firms (PMF), Private Military Companies (PMC). Как отмечает В.Н. Старцун, «по данным СМИ, в настоящее время в мире созданы и успешно работают более 450 ЧВК, общий годовой оборот которых превышает 200 млрд. долл. США».

В этой связи достаточно верным предполагается мнение, что со временем роль ЧВК будет повышаться, так как уже сейчас таким компаниям поручается все больше полномочий полиции и армии. Это особенно тесно связано со сложившейся в мире политической обстановкой, при которой в настоящее время наличие многочисленных вооруженных сил для государства не соответствует реалиям современной действительности.

Как подчеркивал Л.И. Ивашов, в современном мире есть тенденции создания ЧВК, родоначальниками возникновения которых являются американцы и англичане. Такие организации используют в Ливии, Афганистане, Ираке в целях проведения экспансионистской политики и, при этом, чтобы «прятать» американский флаг [3]. 

Исходя из изложенного, а также учитывая, что «передовиком» по применению отношений аутсорсинга в области обороны, под которым данной сфере деятельности понимается использование на конкурсной основе сторонних организаций для выполнения непрофильных (вспомогательных) функций военного ведомства путем заключения соответствующего долгосрочного контракта, следует считать США [8] – самую «воюющую» страну мира, именно опыт применения аутсорсинговых отношений в армии Соединенных Штатов будет представлять для нас особый интерес.

Примеры использования в армии США услуг ЧВК, показывают, как данное государство достигает своих военно-стратегических и геополитических целей за рубежом, официально не вмешиваясь во внутриполитические процессы разных государств, но при этом оказывая определенное давление на их руководство (политических лидеров). При этом скрывается реальное количество граждан США и других стран, которые задействованы в военных операциях. В случаях же применения регулярных подразделений министерства обороны США привлечение ЧВК позволяет уменьшить потери среди действующих военнослужащих или даже избежать таких потерь.

Изучение практики применения отношений, связанных с передачей ряда функций военного ведомства на исполнение внешним сторонним организациям, показало, что такая практика получила довольно широкое распространение в армиях многих стран мира. При этом характерной особенностью данного процесса является создание для подобных целей специальных ЧВК, которые используются для обеспечения как повседневной, так и боевой деятельности, что позволяет отдельным странам достигать своих геополитических целей на территориях других государств. Указанные фирмы можно классифицировать следующим образом: фирмы – поставщики контингентов, консалтинговые и обеспечивающие фирмы.

При этом изученный нами опыт применения отношений аутсорсинга в армиях зарубежных стран позволяет выделить следующие положительные моменты:

– повышение качества услуг, получаемых военным ведомством, за счет привлечения наиболее квалифицированных специалистов с достаточным опытом работы в конкретной сфере деятельности и применения высокотехнологичного оборудования, а также внедрения современных технологий при сокращении расходов на содержание собственных подразделений материально-технического обеспечения; 

– освобождение воинский частей и подразделений от решения вспомогательных задач и сосредоточение их усилий на реализации основных задач, что ведет к повышению боевой готовности и боеспособности войск (сил);

– организация хозяйственной деятельности, при которой происходит разделение и (или) частичная передача аутсорсеру рисков хозяйствования, 

в том числе предоставляются юридические и финансовые гарантии возмещения третьим лицам возможного ущерба;

– возможность четкой правовой регламентации аутсорсинговых отношений за счет принятия соответствующих законодательных и иных правовых актов в данной сфере деятельности.

Отмечая на основании зарубежного опыта положительные результаты применения отношений аутсорсинга в сфере военной деятельности, необходимо указать и на отрицательные моменты названной деятельности. В их числе:

– рост, в отдельных случаях, бюджетных расходов на оплату работ и услуг, предоставляемых организациями-аутсорсерами;

– риск утраты военными организациями соответствующих знаний 

и опыта самостоятельного осуществления функций (задач), переданных 

на аутсорсинг, что может крайне отрицательно сказаться на боеспособности войск, в том числе и в военное время, когда применение аутсорсинга может стать невозможным;

– затрудненность контроля за деятельностью аутсорсинговых компаний, ограниченность рычагов управляющего воздействия на них;

– принятие нормативных актов, согласно которым возвращается практика самостоятельного выполнения собственными подразделениями военного ведомства функций (задач), исполнение которых ранее было передано на аутсорсинг.

Основываясь на практике применения аутсорсинговых отношений за рубежом, можно предположить, что в ближайшие десятилетия развитие таких отношений в сфере обороны и военной безопасности станет устойчивой тенденцией не только для ведущих зарубежных стран, но и для нашего государства. 

Вместе с тем, рассматривая организационно-правовые основания оказания услуг (выполнения работ) военным организациям по договору аутсорсинга надо исходить из следующего.

Действующее гражданское законодательство Российской Федерации 

не содержит определения договора аутсорсинга. Также отсутствует ясность 

в понимании правовой природы данного договора как в доктрине гражданского права, так и в правоприменительной практике. Кроме того, имеются лишь отдельные попытки дать научную классификацию договора аутсорсинга [2], что обусловливает необходимость создания целостной, научно-обоснованной концепции, которая сможет раскрыть сущность и природу договора аутсорсинга как одного из наиболее востребованных в настоящее время инструментов выстраивания отношений, складывающихся между участниками гражданско-правового оборота. При этом следует согласиться с мнением В.Н. Старцуна, что в основе любого вида аутсорсинга всегда лежит договорная конструкция.

Несмотря на отсутствие в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) определения договора аутсорсинга, анализ информации об осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, размещенной на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, позволяет прийти к вводу, что в 2014 и 2015 гг. государственные и муниципальные заказчики размещали ежегодно на указанном сайте более 200 извещений об осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, по результатам которых планировалось заключить договоры аутсорсинга.

Нормы п. 2 и 3 ст. 421 ГК РФ о том, что стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и о том, что стороны могут заключить смешанный договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, создают определенную базу, предоставляющую сторонам право на заключение договора аутсорсинга в практической деятельности.

В настоящее время можно выделить три мнения ученых по вопросу, является ли договор аутсорсинга поименованным (непоименованным) договором.

Некоторые авторы, например Л.В. Санникова, квалифицирует договор аутсорсинга как непоименованный в ГК РФ [9]. 

Другие, например И.А. Ещенко, придерживается позиции, согласно которой «признать договор аутсорсинга непоименованным договором было бы не верно. Правильнее обозначить данный договор как непоименованный в ГК РФ…» добавляя при этом «…но поименованный в иных нормативных правовых актах» [2].

Третья группа авторов полагает, что договор аутсорсинга является договором, поименованным в гражданском законодательстве России [1].

При определении вида договора как юридической категории необходимо отразить его юридические признаки, которые позволяют данный договор квалифицировать (выделить из массы других). По нашему мнению, к таким признакам договора аутсорсинга относятся:

– предмет договора – действия обязанной стороны (аутсорсера) 

по выполнению функций (бизнес-процессов) подразделений заказчика;

– стороны договора – хозяйствующие субъекты;

– возмездность договора;

– двухсторонность договора;

– построение договора на консенсуальной основе

– договор заключается на длительный срок  [10] .

Необходимо отметить, что существенное значение в аутсорсиноговых отношениях имеет цель заключения договора. Выделим наиболее значимые цели заключения договора аутсорсинга:

– сокращение издержек производства, в том числе извлечение прибыли; 

– возможность привлечения высококвалифицированных специалистов;

– дополнительный контроль за расходованием денежных средств;

– разделение рисков ответственности между организацией-заказчиком и аутсорсером;

– отсутствие необходимости приобретать и содержать дорогостоящее оборудование и технологии, для определенных производств;

– возможность доступа к лучшим производственным технологиям.

Приведенные суждения подтверждаются судебной практикой. Так, согласно постановлению ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июля 2006 г. № Ф04-3725/2005 (23668-А46-26) по делу № 25-918/04, услуги, оказанные на основании договора аутсорсинга, требуют документального подтверждения. Кроме того, решение привлечь стороннюю организацию должно быть целесообразным и экономически обоснованным. Таким образом, заключение договора аутсорсинга должно привести к увеличению прибыли, либо реальному сокращению издержек собственного производства.

Полагаем, что критерием для отнесения того или иного договора к непоименованным является невозможность отнесения такого договора к какому-либо определенному типу по причине отсутствия возможности деления модели договора по основным классификационным признакам пяти договорных типов, которые известны современной теории: договоры о передаче имущества, договоры об оказании услуг, договоры о выполнении работ, договоры об отчуждении и предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности, договоры, направленные на учреждение (создание) различных образований.

В связи с тем, что в договоре аутсорсинга постоянно присутствуют признаки одного из двух договорных типов – либо договора об оказании услуг, либо договора на выполнение работ, а также с учетом того, что, согласно позиции М.И. Брагинского, «признание спорного правоотношения непоименованным договором предполагает отсутствие урегулирования как вида, так и типа договора», мы приходим выводу, что, несмотря на отсутствие понятия договора аутсорсинга в ГК РФ, в настоящее время договор аутсорсинга (исходя из содержания конкретных правоотношений) является поименованным в гражданском законодательстве договором – договором на оказание услуг или договором на выполнение работ, – регулируемым нормами права, присущими соответствующему типу договора.

Исследование организации и практики применения отношений аутсорсинга в силовых структурах Российской Федерации показало, что в имеющихся немногочисленных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, термин «аутсорсинг» не используется. Однако с учетом гражданско-правового характера рассматриваемых правоотношений отсутствие в таких правовых актах этого термина не исключает возможность передачи отдельных функций по материальному и техническому обеспечению соединений и воинских частей специализированным сторонним организациям.

При этом отмечаем, что для указанных правоотношений крайне важен субъектный состав заключаемого договора, к которым относятся аутсорсер (исполнитель, подрядчик) и специальный субъект – военная организация, выступающая в качестве заказчика.

Военными учеными неоднократно указывалось на существенное изменение системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе активное внедрение аутсорсинга для обеспечения различных сфер жизнедеятельности военных организаций. Вместе с тем, как обоснованно отмечает А.Н. Сурков, рыночная экономика с каждым годом все глубже внедряется в деятельность Вооруженных Сил как с одобрения высших органов государственной власти, так и без таковой, причем зачастую без оценки обстановки, должного военно-стратегического обоснования, надлежащего правового регулирования, научно обоснованной экспертизы, экспериментальной практической апробации и перспективной оценки последствий такого внедрения [12].

Как отмечал А.Х. Курбанов, в процессе принятия решения по вопросу внедрения (расширения степени использования) аутсорсинга при организации материально-технического обеспечения войск (сил) необходимо в обязательном порядке принимать в расчет целый комплекс военно-политических и экономических факторов, определяющих реальные причины, условия и тенденции применения подрядной практики [6].

Вместе с тем, одной из негативных тенденций современного этапа военного строительства в нашей стране является то обстоятельство, что реальные преобразования и новации в данной сфере заметно опережают формирование соответствующей нормативной базы [4].

На основании обобщения практики организации и применения аутсорсинга военными организациями Российской Федерации автором сформулировано определение договора аутсорсинга применительно к сфере оказания услуг, выполнения работ для нужд военных организаций. Под таким договором предлагается понимать соглашение, оформленное в форме государственного контракта, заключаемое, как правило, по результатам конкурентных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, по которому одна сторона (военная организация) самостоятельно не выполняет и на длительный срок за вознаграждение передает некоторые свои полномочия (функции, задачи) вспомогательного, обеспечивающего характера другой стороне (аутсорсеру), располагающей необходимыми для этого квалифицированным персоналом и ресурсами, обеспечивающей выполнение этих полномочий (функций, задач) в порядке, установленном данным соглашением [10].

Кроме того, автором сформулированы и теоретически обоснованы выводы о том, что применение аутсорсинга позволило:

– повысить качество получаемых военными организациями услуг (работ, товаров) и снизить, в отдельных случаях, расходы военного ведомства на материально-техническое обеспечение; повысить качество содержания и обслуживания вооружения и военной техники;

– освободить внутренние ресурсы военной организации путем отказа от привлечения личного состава к выполнению хозяйственных задач, сконцентрироваться на решении основных задач и за счет этого повысить боевую готовность и боеспособность подразделений;

– повысить престиж военной службы [11].

Вместе с тем, к рискам, связанным с применением аутсорсинга в военных организациях следует отнести:

– невысокий уровень профессионализма сотрудников отдельных специализированных организаций, привлекаемых для выполнения работ или оказания услуг;

– сложность либо невозможность применения аутсорсинга вне места постоянного расположения воинских частей, а также в период проведения учений, походов кораблей, выполнения боевых и учебно-боевых задач, в подразделениях, дислоцированных в отдаленных и малонаселенных местностях;

– недостаточность у военной организации необходимых рычагов организационного и контролирующего воздействия на стороннюю организацию, оказывающую услуги по договору аутсорсинга;

– наличие коррупциогенных факторов (заключение договоров аутсорсинга с единственным исполнителем при наличии конкуренции, привлечение военнослужащих к выполнению функций, которые должны осуществляться аутсорсером и др.);

– недостаточно четкая регламентация аутсорсинговых отношений, в том числе отсутствие соответствующих законодательных и крайне ограниченное количество ведомственных нормативных правовых актов в данной сфере деятельности. 

Также научно обоснованы конкретные предложения по совершенствованию организационно-правовых оснований применения аутсорсинга в военных организациях:

– о разработке Положения о комиссии, назначаемой в военной организации для организации деятельности, связанной с оказанием услуг по договору аутсорсинга;

– о закреплении за военной организацией права на одностороннее расторжение договора аутсорсинга в упрощенном порядке и последующее заключение такого договора с единственным исполнителем;

– о передаче функций по выбору поставщиков (исполнителей, подрядчиков) специализированным сторонним организациям по договору аутсорсинга в связи с наличием коррупционных рисков при осуществлении военными организациями закупок.

Исходя из изложенного, отмечаем, что использование аутсорсинга в армии повлекло возникновение ряда новых, не известных ранее юридической практике аспектов взаимодействия военных организаций с внешними исполнителями, что обусловливает необходимость их научного познания. 

В этой связи имеется ряд обстоятельств, подтверждающих актуальность научного исследования теории и практики использования аутсорсинговых отношений в сфере хозяйственно-экономической деятельности военных организаций. К таким обстоятельствам следует отнести:

– необходимость научного осмысления и обобщения накопленного за последние годы опыта применения данного способа хозяйственной деятельности в военных организациях;

– отсутствие должной правовой регламентации аутсорсинговых отношений в военных организациях, наличием ряда существенных пробелов и противоречий в их правовом регулировании, преодоление и устранение которых без серьезного научного обоснования представляется невозможным;

– недостаточная научная проработка вопросов практического применения аутсорсинга в сфере материально-технического обеспечения повседневной жизнедеятельности военных организаций;

– затрудненность юридически правильно квалифицировать правоотношения аутсорсинга и единообразно применять данную гражданско-правовую договорную конструкцию на практике ввиду отсутствия научно обоснованной системы взглядов в военном праве на данную сферу деятельности;

– необходимость научного обоснования путей практической реализации поставленной в Военной доктрине Российской Федерации задачи совершенствования военно-экономического обеспечения военной организации государства на основе рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов. Аутсорсинг, как показывает зарубежная практика, при правильном его использовании может стать одним из эффективных инструментов реализации данной политики. 

С теоретической точки зрения исследования в данной сфере деятельности помогут приращению научного знания о сущности аутсорсинга в армии, а полученные результаты восполнить теоретические пробелы применения аутсорсинга в сфере материально-технического обеспечения войск. 

В свою очередь, с практической точки зрения рекомендации и выводы таких исследований внесут вклад в совершенствование деятельности органов военного управления по применению аутсорсинга. Они также могут быть использованы в нормотворческой деятельности Минобороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, по совершенствованию системы правового регулирования аутсорсинговых отношений. 

ЛИТЕРАТУРА

1. Витко В.С. Юридическая природа договоров аутсорсинга и аутстаффинга: моногр. / В.С. Витко, Е.А. Цатурян. – М.: Статут, 2012. – 128 с.

2. Ещенко И.А. Договор аутсорсинга в гражданском праве: дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2009.

3. Ивашов Л.И. Зачем России воевать под чужим флагом. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svpressa.ru/politic/article/54437 (дата обращения 27.02.2017).

4. Корякин В.М. Аутсорсинг легализуется: Минобороны России намерено узаконить новые методы ведения войскового хозяйства / В.М. Корякин, А.В. Сорокин // Право в Вооруженных Силах. – 2012. – № 8. 

5. Корякин В.М. Военная администрация: учебник. – М.: За права военнослужащих, 2015. – 414 с.

6. Курбанов А.Х. Аутсорсинг: история методология, практика: моногр. / А.Х. Курбанов, В.А. Плотников. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 112 с. 

7. Михайлов Д.М. Аутсорсинг. Новая система организации бизнеса: учеб. пособие. – М.: КноРус, 2009. – 256 с.

8. Печорский В. Опыт использования аутсорсинга в вооруженных силах США // Зарубежное воен. обозрение. – 2013. – № 2. – С. 37–39.

9. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. – М.: Волтерс Клувер, 2007. – 112 с.

10. Сорокин А.В. Договор аутсорсинга для нужд военных организаций // Право в Вооруженных Силах. – 2016. – № 3.

11. Сорокин А.В. К вопросу о необходимости применения аутсорсинга в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. – 2013. – № 4. 

12. Сурков А.Н. Правовые особенности «аутсорсинга» в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voennoepravo.ru (дата обращения 27.02.2017).

 

 

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь