Научные статьи

02:10 | 31 марта 2017 г.

In English

РОЛЬ ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

Александр

кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации, начальник управления надзора (за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями) Главной военной прокуратуры

В статье рассматриваются актуальные проблемы исполнения законодательства в сфере обеспечения социальных прав и гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, анализируются причины совершаемых правонарушений, предлагаются возможные пути решения проблем.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Защита конституционных прав и свобод человека от противоправного действия или бездействия должностных лиц органов государственной власти – задача политической и социальной важности. 

Статья 7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция) определяет Российскую Федерацию как социальное государство, стремящееся обеспечить достойные условия жизни и свободного развития человека. 

Социальное государство как сложный собирательный феномен является предметом активного внимания различных сфер научного познания. Данное понятие берет свое начало в работах Гегеля и других немецких философов, которые в ходе изучения проблем классовой борьбы задались вопросом о месте и роли государства в справедливом распределении доходов между трудом и капиталом, об установлении социальной солидарности, о заботе богатых и работающих о небогатых и неработающих.

При подготовке Веймарской конституции немецкие законодатели взяли за основу социальный принцип организации государства: политика правительства должна быть направлена на предоставление человеку достойного уровня жизни и удовлетворение основных жизненных потребностей всех слоев и классов.

Данный подход стал основополагающим при создании социального государства в Российской Федерации: согласно Конституции, действия органов государственной власти должны быть направлены на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие индивида путем создания возможностей для его самореализации в условиях социальной защищенности. 

Соблюдение закрепленных в Конституции принципов социального государства достигается за счет эффективной работы органов государственной власти, в том числе путем реализации их правозащитной функции, что является в настоящее время приоритетным направлением работы органов прокуратуры, в том числе военной. 

Перед военными прокурорами стоят обширные задачи: от создания безопасных условий прохождения военной службы (например, в ходе пресечения и расследования фактов неуставных взаимоотношений) до защиты социальных прав и гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, в частности при реализации данными категориями граждан своего законного права на предоставление жилья и оказание медицинской помощи. Мы считаем неукоснительное соблюдение законодательства в области обеспечения социальных гарантий военнослужащих одним из ключевых направлений работы по повышению боеготовности Вооруженных Сил и престижа военной службы.

Социальная защита военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, – сложное полиструктурное явление, в котором сочетаются социальный, политический, экономический и правовой аспекты [6]. Однозначность и узость при оценке этого явления грозит конфликтами и нарушениями интересов участников правовых отношений.

Актуальность проблемы обеспечения социальных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей обусловлена целым рядом фактов. 

Так, в 2010–2015 гг. в органы военной прокуратуры по данному поводу ежегодно поступало от 46 до 53 тысяч обращений граждан. И если в 2014 г. наблюдалось некоторое снижение числа подобных обращений, то в 2015 г. их количество возросло на 8,7%. Данные цифры были озвучены в Москве на коллегии Главной военной прокуратуры. 

Значимость названной проблемы определяется и социально-правовым статусом рассматриваемой категории граждан, а также изменениями в системе предоставления им льгот и социальных гарантий, в том числе в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. №123-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» [1]. Указанный закон заменяет натуральные льготы на денежные выплаты, что детерминирует социально-финансовые правоотношения в условиях рыночной экономики и требует в связи с этим выработки новых правовых механизмов социальной защиты. 

Не менее важно принять во внимание возрастание штатной численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, что впоследствии неизбежно приведет к увеличению числа граждан, имеющих право на льготы, предусмотренные для лиц, уволенных с военной службы. 

В 2008 г. разработана и утверждена «Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года», которая определяет целевые установки и приоритеты в деятельности Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального развития Вооруженных Сил. В данной Стратегии указано, что сохранение негативных тенденций в социальной сфере Вооруженных Сил в среднесрочной перспективе повлечет за собой массовые увольнения до истечения срока службы (контракта) [5]. Предотвратить такую ситуацию возможно путем реализации государственных мер социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. 

В этой связи деятельность органов военной прокуратуры должна быть направлена на обеспечение правовой защиты указанных категорий граждан и предотвращение противоправных деяний в социальной сфере.

В отношении реализации прав лиц, уволенных с военной службой, мы отмечаем недостаточное внутреннее единство Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федерального закона «О ветеранах» – указанные нормативные правовые акты не образуют целостной системы и противоречат друг другу [4].

При этом социальная защита военнослужащих и членов их семей остается одним из основных направлений работы органов военного управления при формировании новой структуры и облика Вооруженных Сил Российской Федерации. Проводимые преобразования реализуются в контексте решения национальной задачи по реформированию социальной сферы. В данном процессе органы прокуратуры, в том числе военной, должны усилить контроль за соблюдением законности в социальной сфере, обеспечить реализацию основных прав и свобод граждан.

Оптимизация и реструктуризация в системе органов государственной власти привели к сокращению общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации, что увеличило нагрузку на социальную сферу. В этом контексте социальная защита лиц, уволенных с военной службы, в том числе путем профилактики и эффективного расследования совершаемых правонарушений, и их социальная адаптация являются важными инструментами в формировании нового облика Вооруженных Сил и популяризации военной службы.

В ежегодном Послании Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявил об универсальности принципов справедливости, уважения и доверия и необходимости их отстаивания как на международной арене, так и внутри страны – в отношении каждого человека и всего общества [3]. 

Эти же принципы лежат в основе деятельности военных прокуроров. С учетом важности обозначенной проблемы, прокуратура ведет активную работу по защите законных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод указанных категорий граждан в воинских частях и учреждениях. В 2016 г. военные прокуроры выявили более 350 тысяч различных нарушений закона. Чтобы их устранить, в адрес правомочного командования и органов военного управления было направлено свыше 55 тысяч различных документов прокурорского реагирования.

Результаты надзорных мероприятий в сфере соблюдения прав военнослужащих и членов их семей говорят о том, что проблемы социальной защиты в полной мере не решены, что требует принятия дополнительных мер по повышению качества работы органов военного управления. 

Только в первом полугодии 2016 г. более 16 тысяч человек обратились в суды за защитой своих прав. В 27,6% случаев их требования признаны обоснованными, а 1 800 незаконных правовых актов – отменены по протестам, завяленным военными прокурорами, что свидетельствует о высокой эффективности их работы.

Сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации сохраняются факты травматизма по причине невыполнения правил техники безопасности при производстве различных работ, эксплуатации систем вооружения и военной техники. Не искоренены случаи массовой заболеваемости военнослужащих. Во многом такие вспышки вызваны ненадлежащими условиями размещения личного состава в местах дислокации, несвоевременным проведением профилактических мероприятий, недостаточным медицинским и санитарным контролем за жизнедеятельностью и бытом войск. Так, из-за нарушения требований к размещению личного состава в казарменных помещениях в одной из бригад морской пехоты в зимний период с вирусными инфекциями были госпитализированы более тысячи военнослужащих. 

В связи с этим необходимы дополнительные меры, которые обеспечат безопасные условия прохождения военной службы, сохранят жизнь и здоровье военнослужащих, снизят травматизм и исключат гибель людей. Руководящий состав должен своевременно оформлять и направлять документы в страховые компании для выплат страховых сумм и единовременных пособий пострадавшим. В воинских частях необходимо регулярно проводить проверки исполнения законодательства о материально-бытовом и медицинском обеспечении военнослужащих. 

Конституция и федеральные законы Российской Федерации гарантируют всем гражданам страны не только право на труд, но и на его достойную оплату. Невысокое число обращений в органы военной прокуратуры по вопросу невыплаты или несвоевременной выплаты денежного довольствия позволяет говорить о том, что денежное довольствие военнослужащим выплачивается своевременно, а единичные нарушения оперативно расследуются. Например, на одном из подведомственных Министерству обороны Российской Федерации предприятии в Санкт-Петербурге в связи с окончанием срока трудового договора были уволены около 2 000 сотрудников. Руководство не выплатило работникам всех причитающихся денежных средств. Задолженность составила 49 млн рублей. В адрес руководства предприятия вынесли представление об устранении нарушений закона. В результате принятых мер задолженность по заработной плате погашена полностью. 

Задержка зарплат и частичная их выплата негативно сказываются на морально-психологическом состоянии личного состава. Недопущение подобных ситуаций возможно при более тесном взаимодействии органов военного управления в процессе подготовки проектов приказов о внесении необходимых изменений.

Одна из приоритетных задач, поставленная руководством страны, – полное обеспечение военнослужащих жильем. Стоит отметить, что за последние 5 лет количество военнослужащих, нуждающихся в жилье, значительно сократилось. Однако за 2016 г. было зарегистрировано более 10 тысяч случаев нарушения жилищного законодательства. По результатам прокурорских проверок к дисциплинарной и административной ответственности привлечены порядка 700 должностных лиц, восстановлены жилищные права более 60 тысяч военнослужащих и членов их семей. Так, в Тверской области раскрыта деятельность преступной группы, которая получала материальную выгоду за счет судебных решений по незаконной приватизации жилья лицами, не имеющими на это права. В результате слаженной работы органов военной прокуратуры по указанному факту возбуждено и расследуется уголовное дело. 

Для недопущения подобных ситуаций предлагается проводить проверочные мероприятия в целях контроля исполнения органами государственной власти, военного управления и местного самоуправления законодательства об обеспечении жильем военнослужащих, лиц уволенных с военной службы, и членов их семей. Командованию воинских частей и ведомственным жилищным органам необходимо неукоснительно соблюдать права очередников, при этом исключить факты неправомерного удержания жилых помещений специализированного фонда лицами, которые имеют постоянное жилье, либо гражданами, потерявшими связь с военным ведомством.

Актуальной остается и проблема оказания жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Так, в Хабаровском крае длительное время не проводилось техническое и санитарное обслуживание домов и прилегающей к ним территории одного из военных городков, что привело к износу канализационно-насосной станции, и последующему разливу сточных и канализационных вод. 

Изученный опыт показывает, что в целях обеспечения военнослужащих услугами ЖКХ надлежащего качества в военных городках необходимо контролировать содержание объектов инфраструктуры, а также проводить своевременный и качественный ремонт закрепленного жилищного фонда. Особого внимания в этой сфере заслуживает контроль подготовки к зиме, проведения отопительного сезона, что позволит избежать срывов в работе теплогенерирующего оборудования и котельных и обеспечит бесперебойное теплоснабжение жилых помещений и, прежде всего, казарменного фонда. 

На особом счету находятся люди, которые уже выполнили свой воинский долг. Сегодня в правовой защите государства нуждаются более 1,5 миллиона военных пенсионеров, свыше 150 тысяч участников боевых действий, почти 25 тысяч ветеранов подразделений особого риска и участников ликвидации последствий радиационных аварий, более 90 тысяч человек из числа членов семей, получающих пенсию по случаю потери кормильца. Права данной категории граждан также нарушаются: имеются факты несвоевременного расчета пенсии, неправильного исчисления ее размера, непредоставление социальных льгот и гарантий. Так, в одном из комиссариатов Санкт-Петербурга по вине должностных лиц вдовы ветеранов Великой Отечественной войны получали пенсии по случаю потери кормильца без учета предусмотренных законом надбавок. После вмешательства военных прокуроров их права были восстановлены в полном объеме. 

Для предупреждения подобных ситуаций в будущем полагаем необходимым проводить прокурорские проверки работы военных комиссариатов и других органов государственной власти по вопросу исполнения законодательства о пенсионном обеспечении с целью защиты пенсионных и иных прав лиц, уволенных с военной службы, участников боевых действий, инвалидов и ветеранов войны и членов их семей.

Одной из мер поддержки военных пенсионеров стал законопроект о единовременной дополнительной выплате в начале 2017 г., подготовленный по поручению Президента Российской Федерации. В будущем Российская Федерация, как социальное государство, планирует предпринять все необходимые меры для того, чтобы приблизить размер военных пенсий к стандартам Международной организации труда.

Таким образом, результаты проведенного научно-практического исследования статистических данных позволило  сделать вывод о том, что решение проблем социальной защиты военнослужащих требует создания системы интероперабельности различных органов государственной власти, в том числе органов военной прокуратуры, действия которых будут направлены на предоставление военнослужащим надлежащего материально-бытового, медицинского и иных форм социального обеспечения. Должностным лицам следует обратить особое внимание на полноту и достоверность учета служебного жилищного фонда, своевременное предоставление страховых и единовременных выплат, пресечение фактов незаконного привлечения военнослужащих к выполнению работ, не предусмотренных обязанностями военной службы.

В целях дальнейшего анализа существующих проблем необходимо провести исследование, обобщающее практику уголовного и административного делопроизводства по различным противоправным деяниям.

Для решения проблем, обозначенных в статье, следует активно продолжать научно обоснованный поиск рациональных и эффективных средства правового, административного и прокурорского воздействия на ситуацию на местах, что позволит улучшить состояние законности в области социальной защиты военнослужащих. Данные задачи могут быть решены только в тесном взаимодействии командования, правоохранительных органов и институтов гражданского общества.

Несмотря на то, что многие названные в статье проблемы еще нуждаются в решении, а исполнение законов в части соблюдения основополагающих прав военнослужащих требует особого контроля, можно говорить о том, что в Вооруженных Силах Российской Федерации проводится масштабная и планомерная работа по решению поставленных задач, идет процесс совершенствования нормативно-правового регулирования социальной защиты военнослужащих, выполняются государственные обязательства по обеспечению жильем. В результате системной работы органов государственной власти, в том числе органов военной прокуратуры, были приняты меры экономической, правовой и социальной поддержки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. 

В результате работы по предупреждению правонарушений за последние десять лет более чем вдвое сократилось количество правонарушений и в четыре раза – преступлений в военной сфере. Важно и впредь наращивать усилия в этом направлении. Дальнейшая системная разработка названных проблем, в том числе в рамках военно-правовой науки, и реализация оперативных мер по защите и восстановлению прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей позволят повысить обороноспособность государства и поднять престиж военной службы. 

ЛИТЕРАТУРА

1. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федер. закон от 22 авг. 2004 г. №123-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. – №35. – Ст. 3607. 

2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 5 апр. 2013 г. № 44-ФЗ ст. 93, п. 2. – Режим доступа:  URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 декабря 2016 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379.

4. По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004–2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан:  постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 5 апр. 2007 г.  № 5-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. – №15. – Ст. 1820.

5. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года // Красная звезда. – 2008. – 18 апр. 

6. Порощук С.Д. Социально-правовая защита как составная часть правового статуса личности // Российское законодательство: реферативный сб. – М., 1993. – С. 34–35. 

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь