Научные статьи

14:30 | 2 декабря 2016 г.

In English

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ВОЕННО­-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Дарья

соискатель кафедры гражданского права Военного университета Российской Федерации

В статье рассматриваются перспективы совершенствования и законодательного закрепления принципов правового регулирования общественных отношений по поводу военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

Объективная необходимость поддержания обороноспособности государства и его военной безопасности обусловливает в настоящее время актуальность вопросов разработки и производства собственной продукции военного назначения в сфере высоких технологий вместо продукции военного назначения иностранного производства, что также не может не оказывать влияния на деятельность субъектов военно­технического сотрудничества, использующих продукцию различного назначения иностранного производства. Эти проблемы наиболее ярко проявляются в области производства и применения новейших систем вооружений и военной техники. 

Потребность в решении указанных проблем, в свою очередь, вызвала потребность в решении сопутствующих задач: перестройки или перепрофилирования отдельных производств, их финансирования, а также эффективной нормативно­правовой базы, на основании которой вся эта система, включая ее субъектов, например, участников военно­технического сотрудничества (далее – ВТС) или предприятий, использующих продукцию военного назначения иностранного производства для производства собственной продукции военного назначения, будет легитимно функционировать.

Задача практической реализации принципа независимости субъектов ВТС от импорта продукции военного назначения является системной как с точки зрения обеспечения национальной безопасности Российского государства в технологическом и экономическом аспектах, так и в качестве элемента национальной политики Российской Федерации: 4 декабря 2014 г. в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин поставил задачу снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции и добиться того, чтобы за рубежом приобретались действительно уникальные оборудование и технологии.

Сообразно заявленной цели обеспечения суверенности Российского государства общим направлением исследования указан правовой режим содействия укреплению обороноспособности и военной безопасности Российской Федерации и независимости отечественных производителей продукции военного назначения, обеспечения конкурентоспособности и функциональной эффективности данной продукции, особенно в части высокотехнологичных роботизированных единиц, способных функционировать автономно. Так, в целях решения указанных выше задач были проведены разработка и создание боевого многофункционального робототехнического комплекса «Уран­9», который с этого года выведен на международный рынок. Следовательно, в системе субъектов ВТС могут быть выделены организации­производители и разработчики продукции военного назначения и организации, обеспечивающие продвижение данной продукции на внешние рынки.

Статья 1 Федерального закона «О военно­техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» определяет в качестве субъектов военно­технического сотрудничества российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения [1]. Кроме того, ч. 1 ст. 12 названного Закона и п. 2 Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 сентября 2005 г. № 1062, нормативно устанавливают перечень российских организаций, осуществляющих внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения. К таковым относятся, например, государственный посредник, Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии», организации – разработчики и производители продукции военного назначения [1; 2]. При этом, как отмечает В.В. Кудашкин, главная задача государственного посредника при осуществлении военно­технического сотрудничества имеет как публично­правовой, так и частноправовой характер и заключается в одновременном представлении на мировом оружейном рынке интересов государства наряду с соблюдением экономических интересов оборонно­промышленного комплекса, для которого экспортные поставки в современных условиях, по сути, являются единственным источником средств для выживания [5].

Как следует из привиденного перечня, состав действующих субъектов военно­технического сотрудничества, порядок их создания и деятельности позволяют говорить об их неоднородном составе и определенных особенностях правового положения каждого из перечисленных субъектов, что находит отражение и законодательном закреплении основных начал правового регулирования их деятельности.

Поскольку любая деятельность осуществляется на основании определенных принципов, то и деятельность по продвижению российской продукции специального назначения на внешние рынки и приобретение комплектующих и передовых технологий для ее производства, а также эксплуатации вооружений и военной техники на территории самой Российской Федерации реализуется в соответствии со специальными принципами.

Наиболее обоснованные требования к принципам военно­технического сотрудничества выдвигает В.В. Кудашкин. Эти требования заключаются в следующих основных положениях:

– принципы военно­технического сотрудничества должны отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно необходимые закономерности и взаимосвязи;

– данные принципы должны характеризовать лишь устойчивые закономерности, отношения и взаимосвязи;

– они должны охватывать преимущественно такие закономерности, явления и взаимосвязи, которые присущи военно­техническому сотрудничеству как целостному социальному явлению, т. е. иметь общий, а не частный характер;

– принципы военно­технического сотрудничества должны отражать специфику военно­технического сотрудничества и его отличие от других видов сотрудничества [5, с. 48].

Рассматривая предложенные принципы в качестве базисных, полагаем уместным отметить, что они не охватывают всей специфики военно­технического сотрудничества, поэтому в свете сказанного считаем необходимым произвести правовое закрепление нижеследующих принципов военно­технического сотрудничества Российской Федерации:

– принцип импортозамещения продукции военного назначения без ущерба обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации при ввозе продукции военного назначения для производства собственной продукции военного назначения;

– принцип последовательного прогнозирования полного или частичного прекращения военно­технического сотрудничества с государствами – поставщиками продукции военного назначения в Российскую Федерацию, закрепление которого будет способствовать бесперебойному оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации вооружением и военной техникой, что представляется особенно важным в условиях экономических санкций в отношении России со стороны ведущих держав – производителей и поставщиков военной техники третьим странам;

– принцип запрета на импорт и экспорт вооружения, боеприпасов, предметов военной техники, относящихся к запрещенным средствам ведения войны в соответствии с международными договорами и соглашениями, ратифицированными в установленном порядке Российской Федерацией. И в этой части весьма важным представляется разрешение вопросов системной интеграции информационных ресурсов в целях формирования единого информационного пространства по прорывным технологиям и сопровождения научно­технологических инициатив, поскольку последние могут привести к вепонизации средств и техники, традиционно используемых для невоенных целей, например для оказания помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и т. п. [6];

– принцип запрета поставок в иностранные государства продукции военного назначения, запрещенной к использованию в качестве средства ведения войны, а также введение запрета в отношении средств и техники различного назначения, которые могут быть использованы для ведения военных действий неизбирательного характера [4];

– принцип защиты интеллектуальных прав Российской Федерации как в отношении объектов патентных прав (изобретений, полезных моделей и промышленных образцов), так и в отношении средств индивидуализации данных объектов и их правообладателей. В этом случае немаловажную роль играют также таможенные органы, которые должны выявлять и пресекать нарушения исключительных прав Российской Федерации и организаций – участниц военно­технического сотрудничества [3; 6; 7].

В целом организации – производители и разработчики продукции военного назначения и организации, обеспечивающие продвижение данной продукции на внешние рынки продукции военного назначения, должны соблюдать требования не только части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации – основы законодательства в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности, устанавливающей общие принципы и специальные нормы регулирования указанных отношений, но и специального законодательства, направленного на защиту сведений, составляющих государственную тайну, например, в части разграничения вооружений и оружия на отдельные виды в зависимости от их практического применения для целей обороны. Понятно, что отнесение конкретных видов оружия, которые так или иначе включают в себя секретные изобретения либо сами таковыми являются или же являются полезной моделью либо промышленным образцом, содержащим сведения, отнесенные к государственной тайне, влияет на возможности их поставки в иностранные государства. Однако в данном случае необходимо говорить о заключении двухсторонних международных договоров между государствами, заинтересованными в военно­техническом сотрудничестве с Российской Федерацией, и самой Российской Федерацией.

Таким образом, на основании вышесказанного мы можем утверждать, что в целях совершенствования действующего законодательства Российской Федерации в части правового регулирования отношений по поводу военно­технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами установлена востребованность уточнения принципов дифференциации и правового регулирования деятельности субъектов в законодательстве Российской Федерации и выработки комплексного нормативного правового акта о субъектах военно­технического сотрудничества Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. О военно­техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами: Федер. закон от 19.07.1998 г. № 114­ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 30. Ст. 3610.

2. Об утверждении Положения о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения: Указ Президента Рос. Федерации от 10.09.2005 г. № 1062 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 24. Ст. 3140.

3. Босык О.И., Стражевич Ю.Н. Правовой режим коммерческого обозначения и его отличие от фирменного наименования // Вестн. Междунар. юрид. ин­та. 2014. № 4. С. 95–100.

4. К обсуждению тенденций развития автономных систем различного назначения. Дополнение / А.В. Рожнов, Г.Е. Слепко [и др.] // VIII Моск. междунар. конф. по исследованию операций. М.: Моск. гос. ун­т им. М.В. Ломоносова, 2016. 

5. Кудашкин В.В. Военно­техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами: принципы государственной политики // Право и политика. 2001. № 1. С. 45–52.

6. Руженцев И.О., Рожнов А.В., Лобанов И.А. Обоснование вопросов системной интеграции информационных ресурсов при формировании единого информационного пространства по прорывным технологиям и сопровождении научно­технологических инициатив: сб. тр. 4 ЦНИИ МО РФ. М., 2016.

7. Стражевич Ю.Н., Слепко Г.Е. Защита интеллектуальных прав таможенными органами: понятие контрафактного товара // Таможенные чтения – 2010. Россия и ВТО: непростой диалог: сб. материалов межвуз. науч.­практ. конф. с междунар. участием. СПб.: С.­Петербург. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. таможенной акад., 2010. С. 377–385.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь