ТАКТИКА НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО ПРОКУРОРА, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ И ВЛИЯНИЕ НА БОЕСПОСОБНОСТЬ И БОЕГОТОВНОСТЬ ВОЙСК, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ВООРУЖЁННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Римма

преподаватель кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

В статье проводится анализ особенностей надзорной деятельности органов военной прокуратуры по сравнению с территориальными и иными специализированными прокуратурами. Показана роль органов военной прокуратуры в обеспечении боевой готовности и боеспособности Вооружённых Сил Российской Федерации. Обоснована необходимость разработки ведомственного правового акта, определяющего особенности тактики деятельности военных прокуроров в условиях боевых действий и вооружённых конфликтов.

Надзорная деятельность осуществляется органами военной прокуратуры в Вооружённых Силах Российской Федерации в целях единообразного понимания и точного исполнения законов, укрепления воинской дисциплины и правопорядка; защиты прав военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооружённых Сил, воинских частей и формирований, укрепления боевой мощи и обороноспособности государства, повышения боевой способности и боевой готовности войск.

Отличительные особенности тактики надзорной деятельности военного прокурора (то, что их отличает от территориальных и иных специализированных прокуроров) определяются спецификой самой военной организации и заключаются, прежде всего, в предмете и объекте надзора, имеющих свой особый правовой режим деятельности, связанной с непосредственным обеспечением национальной безопасности государства, поддержанием высокой боеспособности и боеготовности.

Военные прокуроры обязаны чётко представлять и знать специфику и особенности Вооружённых Сил Российской Федерации и именно с учётом этого планировать свою надзорную деятельность, выстраивать её тактику, ставить конкретные задачи и выполнять их, определять приоритетные направления надзорной деятельности, добиваться эффективности (действенности, результативности, ожидаемого результата) этой деятельности.

Согласно ст. 26 Федерального закона «О статусе военнослужащих» защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооружённого нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих, в частности, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров; соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Боевая готовность и боевая способность составляют основу военной деятельности, сущность и предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации, характеризуют боевое состояние войск, состояние вооружения и военной техники, определяющих готовность осуществлять оборону государства. Если исключить из вышеназванных терминов общее слово «боевая», то остаются понятия «способность», что означает умение, а также возможность производить какие-нибудь действия [3], и «готовность» – состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь [3].

В военно-юридическом энциклопедическом словаре вышеуказанные термины трактуются следующим образом: «Боевая готовность Вооружённых Сил (войск) – состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооружённых сил (войск) к решению возложенных на него боевых задач. Основным показателем Б.г.в.с. (в.) является их способность в установленные сроки приступить к выполнению боевых задач в соответствии с целью, замыслом и обстановкой. Боевая способность (боеспособность) – возможность подразделений, частей, соединений и объединений войск вести боевые действия и выполнять поставленные им боевые задачи» [1].

Как уже было сказано, военная деятельность всех воинских формирований должна осуществляться в рамках нормативных положений, установленных действующим законодательством и ведомственными актами органов военного управления. Любое отступление от правил является нарушением, влекущим за собой последствия, которые порой могут быть необратимыми для государства и проживающих в нем граждан, в связи с чем соблюдение законности в воинских частях и военных организациях является залогом прочной дисциплины и правопорядка. Как и в иных государственных органах, в Вооружённых Силах Российской Федерации исполнение законов осуществляется в виде их применения путём издания ведомственных правовых актов, необходимых для обеспечения деятельности и их соблюдения (поведение военнослужащих, иных граждан не должно выходить за рамки предписанных правил). 

Управление Вооружёнными Силами Российской Федерации осуществляется органами военного управления на основе следующих принципов: 

1) единоначалие; 

2) централизация управления с предоставлением подчинённым инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач; 

3) твёрдость и настойчивость в реализации принятых решений; 

4) оперативность и гибкость при реагировании на изменения обстановки; 

5) личная ответственность командиров за принимаемые решения, применение подчинённых войск и результаты выполнения ими поставленных задач; 

6) высокая организованность и творчество в работе командиров и штабов [2].

Реализация указанных принципов военного управления возможна только строго на правовой основе, что позволяет достигать единства стремлений и действий всех войск, способствует укреплению боевой мощи Вооружённых Сил Российской Федерации и достижению победы над врагом. В этой связи органы военной прокуратуры своей деятельностью должны способствовать проведению в жизнь принципов централизации руководства, единоначалия и воинской дисциплины, повышению авторитета командиров и начальников.

В ходе организации и осуществления надзорной деятельности военным прокурорам следует учитывать, что сосредоточение в руках командира всех функций руководства, единоличное принятие им решений в отсутствие юридических служб во многих воинских частях увеличивает в разы риски издания командирами (начальниками) незаконных приказов как в письменной, так и в устной формах; в определённой степени этому способствуют положения общевоинских уставов, обязывающие подчинённых беспрекословно выполнять приказания командира. В этой связи надзор за законностью издаваемых органами военного управления актов должен постоянно находиться в поле зрения военных прокуроров. Соответствующим образом должна выстраиваться тактика их надзорной деятельности.

По мнению многих военных учёных-юристов как прошлого, так и настоящего, с учетом основной задачи военных прокуроров – надзор за исполнением законов, а также специфики предназначения Вооружённых Сил Российской Федерации основополагающие и составляющие сущность назначения Вооружённых Сил вопросы, каковыми являются боеспособность и боеготовность, должны регламентироваться федеральными законами, а не подзаконными актами органов военного управления. В Вооружённых Силах Российской Федерации обеспечение законности в первую очередь осуществляется органами военного управления. Деятельность военных судов, органов военной полиции также играет важную роль в укреплении законности и правопорядка, предупреждении правонарушений и преступлений в воинских частях и учреждениях.

Однако особая роль в обеспечении законности в Вооружённых Силах Российской Федерации принадлежит, конечно же, органам военной прокуратуры. 

Органы военной прокуратуры входят в систему органов прокуратуры Российской Федерации, которая является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Базовым документом, регламентирующим деятельность органов прокуратуры, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре). 

Кроме того, правовое регулирование деятельности органов военной прокуратуры осуществляется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, международными договорами (соглашениями, конвенциями) Российской Федерации, а также приказами, указаниями, распоряжениями, инструкциями, положениями и другими документами нормативного характера Генерального прокурора Российской Федерации и Главного военного прокурора. Документы нормативного характера издаются в развитие положений федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, в целях установления и конкретизации форм и методов работы, а также разграничения компетенции структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратур на местах при осуществлении надзорной и иной деятельности.

Особенности осуществления органами военной прокуратуры надзорной деятельности имеют правовую основу. Компетенция военных прокуроров отграничена от компетенции территориальных и специализированных прокуроров приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур». В указанном ведомственном акте разграничены объекты и субъекты надзорной деятельности военных прокуроров, территориальных и иных специализированных прокуроров, что указывает на специфику и особенности осуществления надзора органами военной прокуратуры. С учетом данного фактора деятельности органов военной прокуратуры посвящён специальный раздел в Законе о прокуратуре.

Быть военным прокурором – это не только безупречно исполнять свои обязанности, установленные действующим законодательством о прокурорской деятельности и военной службе, но и обладать рядом необходимых для этого качеств, таких как ответственность, дисциплинированность, самоотверженность, смелость, мужество, боевитость.

Кроме того, военный прокурор должен ежедневно работать над собой: развивать моральные, личные и деловые качества; совершенствовать профессиональные знания; постоянно поддерживать свои физические способности и быть готовым в любое время суток стать в строй и выполнять свои обязанности не только как профессиональный юрист, но и как профессиональный военнослужащий. Военный прокурор должен обладать необходимыми отличительными личностными характеристиками, позволяющими правильно и своевременно ориентироваться в непредсказуемой, чрезвычайной и сложной обстановке (боевые действия, вооружённый конфликт и т. п.). Ему необходимо не только владеть прочными знаниями военного законодательства и спецификой полномочий поднадзорных органов, но и применительно к конкретной ситуации уметь правильно избрать тактику (тактический приём) и определить методику (метод) проведения надзорных мероприятий, т. е. владеть в совершенстве тактическими приёмами, основанными на знании законодательства, профессиональных навыках и мастерстве.

Перечень субъектов, за исполнением законов которыми осуществляется надзорная деятельность военного прокурора, как указывалось ранее, отражает специфику, которая присуща только военным организациям. В данный перечень входят органы военного управления, воинские части, учреждения, военные образовательные организации, предприятия, организации, командиры (начальники), иные должностные лица Вооружённых Сил Российской Федерации, все военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, лица гражданского персонала Вооружённых Сил при выполнении ими обязанностей, связанных с деятельностью военных организаций.

Одной из главных и существенных особенностей военной прокуратуры является её структурно-организационное построение по отношению к структуре Вооружённых Сил Российской Федерации (Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (ст. 46 Закона о прокуратуре). Такой принцип организации максимально приближает военных прокуроров к войскам, создаёт благоприятные условия для тесного взаимодействия с командованием в целях достижения обеспечения законности и повышения эффективности надзорной деятельности. 

Имеются специфические особенности и в комплектовании органов военной прокуратуры личным составом. Так, помимо отличной юридической подготовки (в особенности знаний военного законодательства), претендентам на должности военных прокуроров необходимо иметь крепкое здоровье, хорошо знать жизнь и быт военнослужащих, обладать качествами и способностями выполнения своих функций в тяжёлой, экстремальной обстановке. Органы военной прокуратуры комплектуется лицами, состоящими на военной службе; на должности прокуроров принимаются лица офицерского состава. Вместе с тем, Законом о прокуратуре предусмотрено исключение из этого правила, согласно которому с согласия Генерального прокурора Российской Федерации на службу в органы военной прокуратуры могут быть приняты гражданские лица.

Согласно ст. 46 Закона о прокуратуре Генеральным прокурором Российской Федерации на военные прокуратуры также возложено осуществление функций прокуратуры в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами России, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации. Кроме того, военные прокуроры на территориях других государств осуществляют надзор за исполнением должностными лицами российских войск и воинских формирований не только законов Российской Федерации, но и международных обязательств, взятых на себя нашим государством.

Особенностью надзорной деятельности органов военной прокуратуры является и то, что военный прокурор призван осуществлять свои полномочия как в мирное, так и в военное время. Вместе с тем, следует отметить, что полномочия военных прокуроров в военное время значительно шире по причине увеличения объёма властных полномочий органов военного управления. В связи с введением военного положения на военных прокуроров возлагаются, в частности, функции, которые в мирное время выполнялись территориальными прокурорами. С учётом данного обстоятельства военный прокурор обязан уметь быстро перестраивать свою работу и в мирное время обладать достаточными профессиональными и личностными качествами для успешной деятельности в условиях боевых действий. 

Главным предназначением прокурорского надзора как вида государственной деятельности является обеспечение единообразного понимания законности в государстве, т. е. обеспечение верховенства законов, единства и укрепления законности. 

Органы военной прокуратуры осуществляют свою надзорную деятельность в основном по следующим направлениям: 

– надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими должностными лицами;

– надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами военного управления;

– надзор за соблюдением прав и свобод военнослужащих, членов их семей и иных граждан органами военного управления, воинскими должностными лицами;

– надзор за исполнением законов о федеральной безопасности и органами обеспечения безопасности государства;

– надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

– надзор за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний в отношении военнослужащих;

– надзор за исполнением законов в войсках и воинских формированиях, дислоцированных за пределами Российской Федерации.

Военные прокуроры в ходе осуществления своей надзорной деятельности также принимают участие в рассмотрении судами уголовных дел, участвуют в гражданском, административном и арбитражном судопроизводстве, осуществляют деятельность, связанную с обеспечением собственной безопасности, рассматривают поступившие обращения, взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданского общества, средствами массовой информации.

К особенностям надзорной деятельности военного прокурора также следует отнести такие направления, как надзор за исполнением общевоинских уставов и надзор за законностью содержания арестованных на гауптвахтах. Данные направления характерны только для Вооружённых Сил Российской Федерации и отражают специфику надзорной деятельности органов военной прокуратуры. Ну и, конечно же, как отмечалось ранее, вопросы обороноспособности государства, зависящие от боеспособности и боеготовности войск, являются одними из главных (приоритетных) направлений в надзорной деятельности военного прокурора, поскольку раскрывают сущность и предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации. В этой связи значительное место в надзорной деятельности военных прокуроров отведено нормативным правовым актам Минобороны России. Прежде всего, к ним относятся боевые уставы. 

Специфической особенностью надзорной деятельности военных прокуроров является и тот факт, что при организации и осуществлении надзорной деятельности вопросы, связанные со сбором доказательств (к примеру, вызов военнослужащих для дачи объяснений, истребование необходимых документов), решаются только через командира-единоначальника. О прибытии в воинскую часть военный прокурор информирует в первую очередь командира (начальника). 

В процессе ежедневной и систематической надзорной деятельности военными прокурорами комплексно анализируется и оценивается ситуация на поднадзорной территории. Данный анализ осуществляется с учётом поступающих и имеющихся сведений, обобщений и результатов проверок, а также другой информации, накапливающейся в результате служебного общения с должностными лицами поднадзорных органов военного управления, с использованием при этом различных тактических приёмов и способов, позволяющих определять приоритеты прокурорско-надзорной деятельности и добиваться повышения её эффективности.

Практический опыт надзорной деятельности в органах прокуратуры свидетельствует о том, что повышению эффективности надзорной деятельности военного прокурора, успешному выполнению основной задачи по обеспечению верховенства закона и укреплению воинской дисциплины и правопорядка, без чего невозможно поддержание в надлежащем состоянии боеспособности и боеготовности в войсках, способствует и иная деятельность прокурора, в том числе связанная с координацией деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участием военного прокурора в правотворческой деятельности; систематическим взаимодействием с должностными лицами органов военного управления, органами государственной власти и местного самоуправления в целях получения объективной и разносторонней информации; выработкой единой тактики при организации и реализации с поднадзорными органами совместных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Успешное осуществление надзорной деятельности во многом зависит от эффективности принимаемых военным прокурором предусмотренных законом мер, правильности его действий, которые позволяют выполнить поставленную задачу или достичь определённой цели. Поэтому военный прокурор обязан стремиться к повышению эффективности надзорной деятельности, используя различные научные познания (прежде всего, таких наук, как логика, психология) и практический опыт, постоянно совершенствуя свои профессиональные навыки и мастерство.

На повышение эффективности надзорной деятельности военного прокурора влияют его личные качества, такие как исполнительность, дисциплинированность, добросовестное исполнение должностных обязанностей, знание и исполнение первостепенных и перспективных задач, стоящих перед органами военной прокуратуры. Иначе говоря, эффективность надзорной деятельности находится в непосредственной взаимосвязи с личностными характеристиками военного прокурора. Как правило, такие качества и предъявляемые к военным прокурорам квалификационные требования находят своё отражение в специально разрабатываемых профессиограммах. Формированию и совершенствованию личностных качеств военного прокурора способствуют определённые обстоятельства и особые условия – непредвиденные, чрезвычайные ситуации, к примеру военные действия. Бесценным в этом отношении является опыт Великой Отечественной войны.

В тот нелёгкий для страны период принцип работы военной прокуратуры основывался на рациональном использовании времени при наличии небольшого количества сил и средств, в целях выполнения поставленных перед войсками задач совместно с командованием. Такая тактика организации деятельности военных прокуроров всегда имела хороший результат, что способствовало эффективности надзорной деятельности военного прокурора.

Непосредственная близость расположения органов военной прокуратуры к обслуживаемым войскам на фронте давала возможность оперативно и своевременно вскрывать и пресекать нарушения законности, оказывать командованию необходимую правовую помощь в вопросах поддержания дисциплины в войсках, повышать их боеспособность и боеготовность. 

В период войны боевая обстановка быстро меняется в связи с передвижением противника, поэтому прокуроры, выполняя свои функции, проявляли лучшие профессиональные качества наряду со стойкостью, терпением и мужеством. Военным прокурорам приходилось выполнять свои полномочия в сжатые сроки. Организация надзорной деятельности в военное время требовала особенных усилий. Надзорные проверки нередко проводились во время передвижения войск, в окопах и во время боя.

Эффективность надзорной деятельности военного прокурора в условиях боевых действий зависела от правильной организации работы и усилий каждого сотрудника. Работа прокурора строилась на основе активного взаимодействия с командованием и военнослужащими. Для сбора необходимой информации, документов, объяснений военные прокуроры посещали передовую линию (блиндажи, окопы). Задачи и полномочия военных прокуроров постоянно уточнялись в зависимости от смены этапа войны, менялась и прокурорская тактика.

Опыт войны показал, что военный прокурор – не только юрист и боевой офицер, он должен быть готов к решению сложных задач в боевой обстановке, уметь работать в траншее, блиндаже, в походе, на марше, владеть в достаточной степени оружием и военной техникой, уметь разбираться в тактических вопросах [4].

Таким образом, особенности надзорной деятельности военного прокурора в условиях войны выражаются в том, что данная работа осуществляется постоянно, более оперативно, полномочия прокурора имеют тенденцию к расширению (за счёт полномочий органов военных властей; выполнения полномочий территориальных прокуроров в связи с введением военного положения), постоянно возрастают требования, предъявляемые к военным прокурорам (перестройка работы с учётом положения военного времени; организация работы в экстремальных условиях). Органы военной прокуратуры, являясь разновидностью военных органов, так же как и воинские части, формирования, соединения, должны заранее быть готовы к исполнению своих обязанностей в условиях боевых действий.

На наш взгляд, имеется настоятельная потребность в разработке нормативного документа, регламентирующего организацию работы и осуществление надзорной деятельности военными прокурорами в условиях боевых действий. Он должен содержать следующие положения: нормативные документы, регламентирующие деятельность прокуроров и Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации; подбор и расстановку кадров (высокая квалификация; достаточный опыт прокурорской деятельности; отличная физическая подготовленность); порядок организации, планирования и осуществления надзорной деятельности, включая работу по направлениям деятельности, а также вопросы взаимодействия, делового сотрудничества и контактирования с органами власти и населением страны пребывания; вопросы, связанные с предупреждением правонарушений в войсках, а также невмешательством в жизнь и быт населения пребывающей страны, другие вопросы, относящиеся к компетенции органов военной прокуратуры, осуществляющих прокурорский надзор за пределами Российской Федерации. Необходимость скорейшей реализации данной задачи вызывается нестабильной обстановкой в мире, часто возникающими вооружёнными конфликтами (к примеру, события, связанные с боевыми действиями в Сирийской Арабской Республике).

ЛИТЕРАТУРА

1. Военно-юридический энциклопедический словарь / под ред. А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева. – М.: За права военнослужащих, 2008. – 386 с.

2. Корякин В.М. Военная администрация: учеб. – М.: За права военнослужащих, 2015. – 416 с.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2007. – 797 с. 

4. Парфененков А.П. Организация работы органов военной прокуратуры во время Великой Отечественной войны // Проблемы расследования и квалификации преступлений, совершаемых военнослужащими в районах вооружённого конфликта: сб. науч. ст. – М., 2005. – С. 32 – 39.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь