ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ – ГАРАНТ СТАБИЛЬНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ

Александр
Чернявский Александр Геннадьевич

E-mail: aleksandrcher@mail.ru

Москва, ул. Волочаевская 3/4

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного (государственного) и международного права

В статье анализируются правовые основы и органы Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В работе установлена актуальность и значимость сферы борьбы с региональными вызовами и угрозами военно-политического и военно-стратегического характера. Указывается, что участие членов ОДКБ, включая Российскую Федерацию и Республику Таджикистан, в этом интеграционном объединении отвечает их национальным интересам, способствует повышению авторитета на международной арене. 

Организация Договора о коллективной безопасности (далее также – ОДКБ, Организация), превратившаяся в настоящее время в действенный инструмент международной безопасности и стабильности, нуждается в постоянном совершенствовании, мобильной корректировке программ. Это связано с быстрым изменением международной обстановки в зоне ответственности ОДКБ, а также с технологическими и интеллектуальными новшествами, если не сказать революциями, которые всё чаще трансформируют вопросы безопасности и суверенитета с военного на информационный, ментальный, идеологический уровни. Это заставляет всех тех, кому небезразлична судьба евразийской безопасности, не просто искать ответы на вызовы, следуя тому или иному тренду, заданному не нами, а всерьёз задуматься о формировании таких трендов самим. Знаковым для ОДКБ событием стало принятие главами государств в октябре 2016 г. Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г. Это документ, призванный стать концептуальной основой функционирования Организации на долгосрочную перспективу [1].

Научный интерес в связи с изложенным представляет исследование ОДКБ в параметрах региональной системы коллективной безопасности, обобщение практики коалиционного военного строительства в формате Организации. Концепция системы коллективной безопасности предусматривает обязательства каждого государства гарантировать безопасность других государств – участников этой системы коллективной безопасности. По мнению К.П. Саксена (Индия), «агрессивное и незаконное использование силы одной нацией против другой будет встречено совместной силой всех других наций, действующих по правилу "один за всех и все за одного"» [6].

Противодействие международному терроризму и экстремизму решением глав государств – членов ОДКБ возведено в ранг одной из приоритетных сфер деятельности Организации. В формате ОДКБ создан не имеющий аналогов в других международных организациях механизм формирования единого списка террористических и экстремистских организаций. Для решения контртеррористических задач в составе Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ интенсивно формируются силы специального назначения. В формате ОДКБ планируется проведение специальных мероприятий, направленных на выявление и пресечение каналов вербовки граждан в ряды террористических организаций, противодействие проникновению в государства – члены ОДКБ боевиков из зон вооружённых конфликтов. В центре внимания сессии были вопросы совместной борьбы с терроризмом, в том числе и проблемы формирования единого списка террористических организаций [2]. Это создаёт юридическую базу для совместной борьбы с терроризмом и позволит преследовать в законодательном порядке членов террористических группировок, фигурирующих в списке, во всех государствах – членах Организации.

В условиях глобализации борьба с национальной преступностью также требует международного сотрудничества, но в достаточно узком аспекте, связанном, например, с выдачей лица, совершившего преступление, и ликвидацией негативных последствий криминального деяния. Однако в случае совершения преступления интернационального характера возникает необходимость более глубокого и многостороннего межгосударственного контакта, решения различных вопросов материально-правового и процессуально-правового характера. По мнению Н.А. Чернядьевой, договоры, посвящённые борьбе с терроризмом, в первую очередь должны быть направлены на установление норм, связанных с противодействием именно транснациональным формам данного явления [4].

Растёт также уровень взаимодействия ОДКБ с другими международными организациями, в первую очередь с ООН. Так, в дополнение к уже имеющемуся достаточно весомому пакету документов о сотрудничестве между ОДКБ и ООН 23 сентября 2016 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН. Налажена координация действий с другими международными организациями (ОБСЕ, СНГ и ШОС), в том числе прилагаются усилия для создания площадок для взаимодействия всех указанных организаций. Так, например, 2 августа 2016 г. в Секретариате ОДКБ прошла встреча руководителей АТЦ СНГ, РАТС, ШОС и Секретариата ОДКБ. Антитеррористическая тематика обсуждалась и на организованной в октябре 2016 г. Россией – в рамках её председательства в Совете Безопасности ООН – дискуссии с участием руководителей ОДКБ, ШОС и СНГ на площадке ООН.

Нисколько не умаляя важность совершенствования военной составляющей в действующей системе коллективной безопасности, а также признавая важность углубления интеграционных процессов в экономике как главного условия поддержания наших Вооружённых Сил на необходимом качественном уровне, следует обратить внимание на важность гуманитарного аспекта взаимоотношений между государствами – членами ОДКБ.

В настоящее время есть достаточно оснований утверждать, что гуманитарная составляющая межгосударственных отношений напрямую влияет на качество выстраиваемой системы коллективной безопасности, а так называемые нетрадиционные угрозы в виде терроризма, религиозного экстремизма, с которыми сталкиваются государства – члены ОДКБ, по сути, стали традиционными и свидетельствуют лишь о том, что мир в новом веке изменился, изменив также характер войн.

С.А. Малинин, раскрывая содержание принимаемых государствами обязательств в системе коллективной безопасности, выделяет две разновидности. Первая группа обязательств, обращённых как бы «внутрь» системы, – не прибегать в своих взаимоотношениях к силе или угрозе силой, разрешать все споры исключительно мирным путём; активно сотрудничать в целях устранения любой опасности международному миру и оздоровления международной напряженности. Вторая – обращённых к субъектам вне системы – взаимопомощь участников в случае агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН [3].

В современных условиях может показаться сомнительным, что ст. 4 Договора о коллективной безопасности может быть востребована в том виде, в каком она была прописана. Маловероятно, что какая-то страна может решиться на прямую агрессию в отношении государства – члена ОДКБ.

Однако практика дестабилизации ситуации в государствах Ближнего Востока экстремистскими, террористическими и информационно-идеологическими средствами может быть перенесена в Центрально-Азиатский регион. Более того, граждане государств – членов ОДКБ, которые в настоящее время находятся в специальных тренировочных лагерях Афганистана и Пакистана, воюют в Сирии на стороне ИГИЛ, могут вернуться домой и активно участвовать в процессах дестабилизации региона. Анализ событий, происшедших на территории Центральной Азии, показывает, что в противостоянии с экстремистскими силами нет традиционной линии фронта.

Ведётся «гибридная война» за формирование нужного мировоззрения у граждан, и прежде всего молодого поколения. «Гибридная война» – совокупность методов военно-силового, политико-дипломатического, финансово-экономического, информационно-психологического и информационно-технического давления, а также технологий «цветных революций», терроризма и экстремизма, мероприятий спецслужб, формирований сил специального назначения, сил специальных операций и структур публичной дипломатии, осуществляемых по единому плану органами управления государства, военно-политического блока или ТНК. Цели «гибридной войны» – полная или частичная дезинтеграция государства, качественное изменение его внутри- или внешнеполитического курса, замена государственного руководства на лояльные режимы, установление над страной внешнего идеологического и финансово-экономического контроля, по существу протектората, или её хаотизация и подчинение диктату со стороны других государств или ТНК.

Особенностью современного этапа развития международных отношений является мощный политический, информационный и экономический прессинг со стороны Запада в отношении России, который представляет собой составную часть западной стратегии «гибридной войны», нацеленной на дезинтеграцию евразийского пространства, создание хаоса и нестабильности в Евразии. В итоговой декларации саммита НАТО, состоявшегося в Ньюпорте (Уэльс, Великобритания) в сентябре 2014 г., впервые на официальном уровне было заявлено о необходимости готовить альянс к участию в войнах нового типа – «гибридных». А в декабре 2015 г. на встрече министров иностранных дел стран НАТО была принята новая стратегия ведения «гибридной войны». Как следствие, резко активизировалась военная деятельность вблизи границ зоны ответственности ОДКБ. Усиливается военная группировка вооружённых сил государств НАТО в Восточной Европе. Создаются многочисленные передовые пункты управления войсками в Восточно-Европейской зоне.

Закономерным результатом стала резкая и, судя по всему, долговременная дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке и в Афганистане, который продолжает оставаться весьма ощутимой болевой точкой для ОДКБ. Не сокращается поток афганских наркотиков на территорию государств – членов ОДКБ и далее в Европу. Остаётся угрожающей обстановка на таджикско-афганской границе. В соответствии с принятым главами государств – членов ОДКБ решением в период с 12 по 21 мая 2015 г. была проведена внезапная проверка готовности воинских контингентов Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ к выполнению задач по предназначению. Следует подчеркнуть, что, как показали учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ в мае 2015 г., а также учения «ПОИСК-2016» в апреле 2016 г., и Россия и Таджикистан располагают всем необходимым потенциалом для обеспечения неприкосновенности границ и пресечения любых попыток дестабилизации в зоне ответственности ОДКБ. Обращает на себя внимание наметившаяся весьма опасная тенденция объединения усилий «Талибана» и ИГИЛ. Появление ИГИЛовцев отмечено во многих провинциях Афганистана. Основанные на радикальных экстремистских идеях и прочно обосновавшиеся в государствах, составляющих так называемую дугу нестабильности (Сирия, Ливия, Ливан, Ирак, Иордания, Пакистан, Афганистан и др.), террористические и экстремистские группировки расширяют ареал своей активности на Кавказ, в Центральную Азию и далее в Европу. По некоторым данным, в настоящее время в рядах ИГИЛ проходят подготовку и воюют несколько тысяч граждан государств – членов ОДКБ.

Получившие хорошую боевую практику в рядах ИГИЛ возвращающиеся домой боевики могут существенно усилить экстремистские организации, действующие в подполье в Центрально-Азиатском регионе. Из свидетельств лиц, побывавших в т. н. «халифате», можно сделать следующие выводы. Вербовка осуществляется главным образом через Интернет и социальные сети, а также проповеди в «неофициальных» мечетях и молельных комнатах. Росту популярности радикальной идеологии способствуют острые внутренние проблемы региона: преобладание молодёжи, религиозная безграмотность, неустроенность и бедность, социальная несправедливость, этнические конфликты и т. д. Привлекательными для адептов «халифата» оказываются не только идеи построения «справедливого государства», которыми заманивают в ИГИЛ, но и обещания высокой заработной платы.

Сирийский конфликт, ставший результатом проводимой Западом ближневосточной политики, послужил мощным импульсом для активизации «Международного террористического интернационала», объединения его различных группировок под знаменами ИГИЛ. С учётом остроты ситуации на декабрьской 2016 г. сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) по предложению сторон в качестве одной из приоритетных задач ОДКБ определено противодействие терроризму и экстремизму. На этой сессии СКБ было принято Заявление о противодействии международному терроризму.

Таким образом, задача борьбы с международным терроризмом стала для ОДКБ одной из важнейших задач в 2017 г. Для координации совместных действий в области противодействия экстремизму и терроризму сформирована и на регулярной основе проводит свои заседания специальная Рабочая группа экспертов государств из числа сотрудников органов безопасности, внутренних дел и аппаратов советов безопасности. В целях усиления антитеррористических возможностей Войск (Коллективных сил) Организации в состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ включены формирования сил специального назначения – подразделения силовых структур государств-членов, предназначенные для осуществления специальных антитеррористических мероприятий. На плановой основе осуществляется боевая подготовка сил и средств системы коллективной безопасности. В замысел совместных тактических и тактико-специальных учений («Взаимодействие», «Нерушимое братство», «Кобальт», «Гром») включаются вопросы, связанные с решением контртеррористических задач. В целях борьбы с террористической угрозой эффективно используются возможности сформированной системы кризисного реагирования ОДКБ. Вопросы противодействия терроризму и экстремизму отрабатываются в рамках проводимых в формате ОДКБ операций: антинаркотической – «Канал» и по обеспечению безопасности электронных информационных сетей – ПРОКСИ. В ходе этих операций, наряду с решением целевых задач, акцентируется внимание на следующем: пресечении незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; выявлении информационных ресурсов, используемых террористическими и экстремистскими организациями в вербовочной работе. Ряд полезных экспертно-аналитических и воспитательных мероприятий с молодёжью был осуществлен с участием Аналитической ассоциации и Университетской лиги ОДКБ.

Стратегической целью ОДКБ является обеспечение коллективной безопасности путём консолидации усилий и ресурсов государств – членов ОДКБ на основе стратегического партнёрства и общепризнанных норм и принципов международного права. Достижение стратегической цели обеспечения коллективной безопасности ОДКБ осуществляется путем разработки и системной реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, оборонных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угроз коллективной безопасности ОДКБ.

В сфере антикризисного реагирования в формате ОДКБ главным является информационно-аналитическое и организационное обеспечение принятия Советом коллективной безопасности ОДКБ консенсусных решений о совместных действиях по предотвращению (урегулированию) кризисных ситуаций в зоне ответственности Организации, защите безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета государств – членов ОДКБ. Эта задача организационно будет решаться на базе Центра кризисного реагирования ОДКБ, созданного решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 октября 2016 г. на базе самых современных технологий, включая защищённую видеоконференцсвязь в интересах уставных органов ОДКБ.

В настоящее время ОДКБ – единственная на евразийском пространстве международная организация, обладающая всем набором реальных коллективных возможностей обеспечения безопасности своих государств-членов. В её арсенале имеются прошедшие совместную подготовку, хорошо оснащённые Коллективные силы. Созданы и готовы к слаженным действиям, в том числе и в операциях за рубежом, Миротворческие силы. В рамках ОДКБ осуществляется реальная координация внешнеполитической деятельности, основанная на коллективных указаниях постоянным представителям государств-членов при международных организациях. Организовано военно-экономическое сотрудничество. На льготных условиях осуществляются совместные военно-технические проекты. Создана реально действующая система кризисного реагирования и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. В этой связи главным направлением деятельности ОДКБ на перспективу должно стать совершенствование существующих элементов системы коллективной безопасности, создание механизмов координации коллективных действий в сфере противодействия терроризму и экстремизму. Ежегодно по плану проводятся совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования. Об эффективности совместных учений как средстве антитеррористической подготовки свидетельствует интенсивность их проведения в последние годы с участием Воинского контингента КСОР ОДКБ на территориях государств – членов ОДКБ. В мае 2016 г. на территории военного полигона «Харбмайдон» (юг Таджикистана) прошли внезапные проверки боеготовности КСОР ОДКБ [5].

Таким образом, реализация мероприятий коалиционного военного строительства требует постоянного совершенствования нормативной правовой базы как в вопросах создания и развития компонентов военной составляющей Организации, так и в вопросах организации их применения и всестороннего обеспечения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермолаева Н. Принята стратегия развития ОДКБ до 2025 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/14/priniata-strategiia-razvitiia-odkb-do-2025-goda.html (дата обращения: 20.03.2018).

2. Заявление Глав СКБ: Официальный сайт ОДКБ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://odkb-csto.org/information/detail.php?ELEMENT_ID=144 (дата обращения: 02.04.2018).

3. Малинин С.А. Концепция всеобъемлющей системы международной безопасности и международное право // Правоведение. – 1987. – № 4. – С. 16 – 25.

4. Чернядьева Н.А. Антитеррористические соглашения СНГ и ШОС: основные проблемы междоговорного согласования // Евраз. юрид. журн. – 2015. – № 3 (82). – С. 23 – 27.

5. Шоев Ш.Р. Международно-правовая консолидация антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом как эталон сотрудничества государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности в борьбе с терроризмом // Материалы международной научно-практической конференции «Великая Отечественная война в вопросах правотворчества и правореализации» от 27 апреля 2017 г. – М., 2017. – С. 122 – 126.

6. Saksena K.P. The United Nations and Collective Security: a Historical Analysis. – Delhi, 1977.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь