ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАМКАХ ОРГАНИЗАЦИИ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Шодмон
Шоев Шодмон Рустамович

E-mail: shodmon@list.ru

Москва, ул. Большая Садовая, 14

адъюнкт кафедры конституционного (государственного) и международного права

В настоящей статье рассмотрены основные составляющие военного сотрудничества Республики Таджикистан и Российской Федерации в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ), а также нормативно-правовая основа данного сотрудничества. Рассматриваются причины создания ОДКБ и ее роль в развитии сотрудничества между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, а также роль ОДКБ для обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе.

15 мая 1992 г. Республика Армения, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности [4] (Республика Азербайджан подписала договор 24 сентября 1993 г., Республика Грузия – 9 сентября 1993 г., Республика Белоруссия – 31 декабря 1993 г.). Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. Договор был рассчитан на пять лет и допускал продление. 2 апреля 1999 г. президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора.

На московской сессии 14 мая 2002 г. было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (далее также – ОДКБ). 7 октября 2002 г. в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые были ратифицированы всеми государствами – членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 г. 2 декабря 2004 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

4 февраля 2009 г. в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования (далее также – КСОР). Согласно подписанному документу КСОР будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. «Целями Организации (ОДКБ) являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам» [7]. В том же году членами ОДКБ было подписано Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования. К основным задачам, возлагаемым на КСОР, относятся: «развертывание на территории любой из Сторон с целью демонстрации готовности к применению военной силы; участие в предотвращении и отражении вооруженного нападения, в том числе агрессии, локализации вооружённых конфликтов; участие в мероприятиях по борьбе с  международным терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия и боеприпасов, другими видами транснациональной организованной преступности; участие в  выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций и оказании чрезвычайной гуманитарной помощи» [3].

Если говорить о взаимоотношениях Республики Таджикистана и Российской Федерации, то для Российской Федерации стратегически важным является интенсивно развивающееся с Таджикистаном военно-техническое и экономическое сотрудничество. Существование рядом дружественных стран играет важную роль в обеспечении безопасности страны. Для Республики Таджикистан членство в ОДКБ – одно из главных направлений международного сотрудничества, способное обеспечить военную безопасность страны.

Республика Таджикистан и Российская Федерация стояли у истоков Договора о коллективной безопасности и в дальнейшем сыграли одну из ключевых ролей в процессе создания Организации Договора о коллективной безопасности. Значимую роль в развитии отношений между Таджикистаном и Россией сыграл Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенный в 1993 г. В ст. 4 Договора указывается, что «в случае возникновения ситуации, создающей, по мнению одной из Высоких Договаривающихся Сторон, угрозу миру, нарушающей мир в евразийском регионе или нарушающей существенные интересы её безопасности, Стороны приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы», в абз. 2 ст. 4 указывается, что «в случае совершения акта агрессии против любой из Сторон, Высокие Договаривающиеся Стороны окажут друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН» [3].

Также в вышеназванном Договоре отмечается, что обе стороны будут действовать в соответствии с целями и принципами, содержащимися в документах, подписанных обоими государствами в рамках Содружества Независимых Государств, и соблюдать обязательства, вытекающие из их участия в Содружестве, в том числе из Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, в частности, определил главные сферы сотрудничества: расширение взаимодействия вооружённых сил двух стран, сотрудничество в экономической, топливно-энергетической и научно-технической сферах и т. д.

Данный Договор имел большое значение для Таджикистана с учётом сохраняющейся напряжённости на таджикско-афганской границе и активизации террористической угрозы. В этой связи Совет коллективной безопасности ОДКБ в Ереване 14 октября 2016 г. принял Решение об утверждении Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, а также о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом и создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, на который возлагаются функции по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами соответствующих решений, а также по обеспечению обмена информацией в режиме реального времени. В частности, было утверждено Положение о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ.

Взаимодействие Таджикистана и России в военной сфере осуществляется по таким направлениям, как объединённая система противовоздушной обороны, размещение Вооружённых Сил России в Таджикистане, сотрудничество в рамках ОДКБ. Например, расположенная на территории Таджикистана российская военная база имеет большое значение не только для Таджикистана, но и для всего региона в целом. Договор о размещении российской военной базы был заключён в 1993 г. и был пролонгирован в 2012 г. до 2049 г.

В свою очередь, для Российской Федерации существование данной базы является важным оплотом сил в регионе [6]. Кроме того, между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией было подписано Соглашение о взаимодействии при подготовке кадрового состава войск, в соответствии с которым военнослужащие Таджикистана могут проходить обучение в военных учебных заведениях России. Данное Соглашение заключено на основе международного права. Закон Республики Таджикистан «О международных договорах Республики Таджикистан» регулирует отношения, связанные с заключением Республикой Таджикистан международного договора: его подготовкой, ведением по  нему переговоров и согласованием текста, подписанием, внесением на ратификацию и утверждением, присоединением к международному договору, вступлением в силу, регистрацией и учётом, выполнением международного договора, приостановлением, прекращением его действия или денонсацией, а также другие связанные с этим отношения [5].

Вступление Республики Таджикистан в ОДКБ можно рассматривать как новую веху в её истории. При этом в интересах стабильности двусторонних отношений международное право Таджикистана и России требует дальнейшего сближения принципов и понятий. В частности, таджикистанская сторона не раз выступала с инициативами по совершенствованию системы и структуры КСОР ОДКБ: Коллективные силы оперативного реагирования, целесообразность которых признали все участники Договора, были созданы по предложению Республики Таджикистан.

В 2012 – 2013 гг. в связи с эскалацией напряжённости на Ближнем Востоке, нестабильной ситуацией в мире странами – участницами ОДКБ были предприняты меры для укрепления и развития межгосударственного сотрудничества. Так, например, во второй декаде 2015 г. была проведена встреча министров обороны Республики Таджикистан и Российской Федерации Ш. Мирзо и С. Шойгу. В рамках указанных встреч особо отмечалось, что основным способом борьбы с проявлениями международного терроризма является адекватное применение военной силы. Подчеркивалось то, что «любые, в том числе силовые, действия государств и международных организаций против террористов должны основываться на нормах и принципах международного права и быть адекватными существующим угрозам» [2].

Кроме того, государствами – членами ОДКБ периодически проводятся совместные военные учения. Об эффективности совместных учений как средстве антитеррористической подготовки свидетельствует интенсивность их проведения с участием воинского контингента КСОР ОДКБ на территории Республики Таджикистан и других государств – членов организации. В ноябре 2017 г. на территории пяти военных полигонов Республики Таджикистан прошли военные учения КСОР ОДКБ. И Республика Таджикистан, и Российская Федерация заинтересованы в дальнейшем развитии взаимовыгодных отношений. Всё это свидетельствует о прочности стратегического партнёрства. И можно с полной уверенностью утверждать, что в дальнейшем сотрудничество как в военной, так и в экономической сфере будет углубляться.

Вопросы безопасности во всех странах являются предметом самого пристального внимания политиков, дипломатов, военных, а также учёных. Такой интерес к данному вопросу вполне естественен, так как он затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности человека, общества и государства в целом. Именно практическое решение этого вопроса стало основной причиной исследования проблемы безопасности.

В настоящий момент интенсивно укрепляется военное сотрудничество Республики Таджикистан и Российской Федерации.

Следует отметить, что после распада Советского Союза Российская Федерация взяла на себя охрану таджикско-афганской границы. С 2004 г. на территории Республики Таджикистан действует 201-я российская военная база, которая была сформирована на основе 201-й мотострелковой Гатчинской дважды Краснознамённой дивизии. Основной целью российской базы является не только защита конституционного строя и национальных интересов Таджикистана, но и защита внешнеполитических интересов России и обеспечение мира и безопасности региона Центральной Азии. Действующее двустороннее Соглашение, ратифицированное обеими сторонами, подразумевает, что военная база будет осуществлять свою деятельность на территории Таджикистана до 2042 г.

Всестороннюю поддержку оказывает Россия Таджикистану и в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ. На протяжении двух десятилетий таджикские и российские пограничники изъяли более 30 тонн наркотических веществ, изготовленных на территории Афганистана. Несмотря на совместные усилия России и Таджикистана, преступным сообществам удаётся распространять значительное количество наркотических веществ в различных государствах, в том числе в России, путём использования Таджикистана как транзитного пути. Поэтому Президент Таджикистана Эмомали Рахмон несколько раз призывал глав государств – членов ОДКБ уделять большое внимание вопросу защиты таджикско-афганской границы как важной меры совместной борьбы против незаконного оборота наркотических средств, терроризма, экстремизма и других международных преступлений и преступлений международного характера [8].

Таким образом, укрепление российско-таджикских отношений в рамках ОДКБ путём применения совместных усилий в борьбе с трансграничной преступностью не только содействует обеспечению национальной безопасности обеих стран, но и создаёт безопасное пространство в постсоветском регионе. 

ЛИТЕРАТУРА 

1. Бордюжа Н.Н. Президенты рассмотрят результаты внезапной проверки КСОР ОДКБ. – Душанбе. – 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.sputnik-tj.com/politics/20150819/1016457463.html (дата обращения: 16.02.2018).

2. В Душанбе состоялась встреча министров обороны Таджикистана и России. – Душанбе. – 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://structure.mil.ru/structure/forces/strategic_rocket/news/more.htm?id=12039404%40egNews (дата обращения: 16.02.2018).

3. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией. – 1993 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/8306454 (дата обращения: 16.02.2018).

4. Договор о коллективной безопасности. – 1992 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail. php?ELEMENT_ID=126 (дата обращения: 16.02.2018).

5. Закон Республики Таджикистан о «Международных договорах Республики Таджикистан». – 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mmk.tj/legislation/base/337/s (дата обращения: 16.02.2018).

6. Соглашение между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией о правовом статусе воинских формирований Вооружённых Сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Таджикистан. – 1993 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_673/doc673a332x809.htm (дата обращения: 16.02.2018).

7. Устав Организации о коллективной безопасности. – 2002 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124 (дата обращения: 16.02.2018).

8. Эмомали Рахмон призвал лидеров ОДКБ не забывать про укрепление таджикско-афганской границы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.tj/news/tajikistan/20161227/emomali-rahmon-prizval-liderov-odkb-ne-zabivat-pro-ukreplenie-tadzhiksko-afganskoi-granitsi (дата обращения: 20.05.2018).

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь