ТРУДОВОЙ ДОГОВОР С ГРАЖДАНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ: НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Галина
Скачкова Галина Семёновна

E-mail: laborlaw@igpran.ru

119019, г. Москва, Знаменка 10

доктор юридических наук, профессор, заведующий сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся особенностей правового регулирования труда лиц гражданского персонала. Раскрыт перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом, в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. Особо отмечено, что лица гражданского персонала могут работать по трудовому договору также в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, по защите прав и свобод человека и гражданина.

С принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. [1] (далее также – Кодекс) как основного кодификационного акта России по регулированию трудовых отношений получила свое дальнейшее развитие дифференциация в трудовом праве.

Так, в Кодексе впервые появился целый раздел – разд. ХII, состоявший из 10 специальных глав, посвящённых особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Глава 40 «Общие положения» включила в себя две статьи, определяющие как особенности регулирования труда (ст. 251), так и основания и порядок их установления (ст. 252).

Специальных же глав вначале было 15 (с 41 по 55), потом количество их стало меняться в сторону увеличения. Причем если первоначально гл. 41 – 54 состояли каждая из нескольких статей применительно к конкретной категории работников, то гл. 55 стала включать в себя разнородные правовые нормы по регулированию особенностей труда отдельных категорий работников, расширяя круг последних.

Среди группы таких правовых норм можно выделить положения ст. 349, которая в настоящее время называется так: «Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооружённых Сил Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу».

В ч. 1 данной статьи определён круг лиц, относительно которых действуют её положения. В их числе названы две категории работников: а) заключившие трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооружённых Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба; б) проходящие заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.

На указанных выше лиц распространяется трудовое законодательство Российской Федерации с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации речь идёт об особенностях регулирования труда тех граждан, которые работают по трудовому договору как в воинских частях Вооружённых Сил Российской Федерации, так и в тех организациях и учреждениях, которые функционируют в сфере военной службы. Имеются в виду учреждения, военные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, иные организации Вооружённых Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

На реализацию прав и обязанностей в сфере труда различных категорий лиц гражданского персонала особое влияние оказывает нормативно-правовая база по регламентации их трудовых отношений с работодателем, имеющим особый правовой статус с учётом возлагаемых на него государством задач по обеспечению обороноспособности страны.

Согласно п. 1 ст. 12 «Комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации личным составом» Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» [2] личный состав Вооружённых Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооружённых Сил Российской Федерации.

В п. 2 данной статьи сказано, что комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими – путём призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу;

2) федеральными государственными гражданскими служащими;

3) работниками.

В п. 3 вышеназванной статьи особо указано на то, что перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации (за исключением воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, воинских должностей, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими), устанавливается министром обороны Российской Федерации.

Наличие в стране различных видов военно-служебной деятельности, специфика законодательно установленной компетенции и решаемых задач в разных государственных организациях и органах не позволяет использовать единый документ по всем видам воинской службы. Специализация такой службы, обусловленная задачами и функциями соответствующих государственных организаций и органов, реализуется в их деятельности в рамках имеющихся полномочий, обуславливая особенности правового статуса и фактической деятельности не только различных категорий военнослужащих, но в определённой мере и лиц гражданского персонала.

Так, согласно ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [3] единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и общее количество воинских должностей утверждаются Президентом Российской Федерации. Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны Российской Федерации или руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.

В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, военнослужащими – иностранными гражданами, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

При возможном замещении воинских должностей гражданским персоналом действует главное правило: замещение лицом гражданского персонала должности, комплектуемой военнослужащим, допускается на условиях срочного трудового договора до назначения на эту должность военнослужащего.

Таким образом, трудовые отношения с гражданским персоналом, связанные с замещением соответствующих должностей, могут быть оформлены только на условиях срочного трудового договора и существуют до назначения военнослужащего на такую должность. Как неоднократно отмечалось в судебной практике, срочный трудовой договор гражданского специалиста прекращается с даты приёма дел и должности назначенным военнослужащим или с момента приёма на работу последнего [14].

Относительно воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом в Вооружённых Силах Российской Федерации, действует приказ министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 г. № 20 «Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооружённых Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» [4].

В приложенном к приказу Перечне воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооружённых Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом, перечислены категории работников с указанием военно-учетной специальности (ВУС) по каждой из категорий, объединённых в две группы: I. Начальники (66 позиций). II. Специалисты (122 позиции).

Воинские должности старших и младших офицеров в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооружённых Сил Российской Федерации разрешено замещать гражданским персоналом при соблюдении определённых условий: а) воинские должности должны быть вакантными; б) их замещение должно производиться без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск; в) установлены пределы выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы в соответствии с приложением к вышеназванному приказу; г) у гражданского персонала нет в подчинении военнослужащих; д) исполнение обязанностей по должностям, указанным в приложении к данному приказу, не допускается в порядке совмещения.

В примечании к приложению особо сказано о том, что воинские должности заместителей и помощников начальников, перечисленные в Перечне, также разрешается замещать гражданским персоналом. Наименования замещаемых должностей образуются путём добавления слов «заместитель» или «помощник» к наименованию должности начальника в соответствующем падеже.

При этом не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием операций и боевых действий и управлением ими; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием.

 

Особые правила действуют относительно наименования ряда должностей гражданского персонала, устанавливаемых при замещении воинской должности по группе ВУС 90.

Так, по наименованию должности гражданского персонала, которая устанавливается при замещении воинской должности по группе ВУС 90, разрешается устанавливать второе наименование врачебной или провизорской должности по Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала [5], а также специалистов с высшим профессиональным образованием в военно-медицинских учреждениях (подразделениях) в соответствии с профилем учреждения (структурного подразделения).

В настоящее время действует также приказ министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2008 г. № 520 «Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооружённых Силах Российской Федерации» [6].

Перечень предназначен для установления в Вооружённых Силах Российской Федерации единых наименований должностей гражданского персонала, а также для обеспечения машинной обработки штатной информации по лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации.

Перечень состоит из четырех разделов:

– разд. I – Общие положения;

– разд. II – Классификатор профессий рабочих (с указанием кода и наименования профессии рабочего);

– разд. III – Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей (с указанием кода и наименования должности);

– разд. IV – Таблица признаков производных должностей.

В классификаторы включены основные (базовые и приравненные к ним) наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Предусмотрена возможность образования и кодирования производных от них наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный и др.) с использованием таблицы признаков производных должностей.

Перечни должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в разных государственных организациях и органах, по своей структуре особо не отличаются друг от друга и включают следующие разделы:

Наименование воинских должностей

Должности гражданского персонала, которые устанавливаются при замещении воинских должностей

Условия замещения воинских должностей офицеров гражданским персоналом

 

 

 

 

 

 

Различия в перечнях имеют место при указании должностей гражданского персонала, устанавливаемых при замещении воинских должностей, и условий замещения воинских должностей офицеров гражданским персоналом, поскольку такие перечни принимаются с учетом специализации воинской службы, обусловленной задачами и функциями соответствующих государственных организаций и органов. Приводятся также и перечни воинских должностей, не подлежащих замещению гражданским персоналом, которые иногда имеют некоторые различия.

Рассмотрим в качестве примера приказ МВД России от 7 апреля 2014 г. № 323 «Об утверждении Перечня воинских должностей офицеров, которые могут замещаться гражданским персоналом во внутренних войсках МВД России» [7].

Данный Перечень по своему содержанию во многом совпадает с Перечнем, приведённым в приложении к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 января 2004 г. № 20.

Вместе с тем, в Перечне, утверждённом приказом МВД России от 7 апреля 2014 г., называются как воинские должности, непосредственно связанные с организацией шифровальной работы, так и воинские должности, по которым невозможно в соответствии с нормативными правовыми актами установление должностного оклада.

Некоторые особенности имеют место при осуществлении гражданским персоналом трудовой деятельности в военно-учебном заведении на основании приказа министра обороны Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» [8].

Согласно данному документу личный состав военно-учебного заведения подразделяется на постоянный и переменный.

К постоянному составу военно-учебного заведения относятся: руководящий состав, научно-педагогические работники, а также инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный, медицинский и иной персонал, осуществляющий вспомогательные функции (п. 53). К переменному составу военно-учебного заведения относятся докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты (п. 60).

Постоянный состав военно-учебного заведения комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации, с замещением последним должностей в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минобороны России, содержащими нормы трудового права.

Приём на работу лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации для замещения должностей, не относящихся к руководящему и преподавательскому составу, осуществляется в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Минобороны России, содержащими нормы трудового права.

Должности, подлежащие замещению военнослужащими и являющиеся вакантными, могут замещаться гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации по трудовому договору в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минобороны России.

Нормативно-правовая база относительно труда лиц гражданского персонала, касающаяся порядка и условий замещения ими должностей военнослужащих, до последнего времени ограничивалась актами Минобороны и МВД России.

Вместе с тем, сравнительно недавно соответствующие документы появились и применительно к лицам гражданского персонала, входящим в личный состав войск национальной гвардии России. Появление таких документов было вызвано принятием специального федерального закона о государственной военной организации, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Имеется в виду Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [9].

Согласно положениям п. 1 ст. 24 «Военная служба, служба в войсках национальной гвардии. Комплектование войск национальной гвардии личным составом» гл. 4 «Личный состав войск национальной гвардии» в войсках национальной гвардии предусматриваются военная служба, служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, государственная гражданская служба.

Итак, можно сделать вывод, что граждане в войсках национальной гвардии могут находиться: а) на военной службе; б) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации; в) на государственной гражданской службе.

Полагаем, что здесь законодатель допустил неточность: среди перечисленных категорий граждан нет лиц, подпадающих под действие ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, т. е. заключивших трудовой договор о работе и именуемых гражданским персоналом, на которых распространяется действие норм трудового законодательства Российской Федерации.

Однако такое утверждение опровергается положениями как самого Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ, так и иных нормативных правовых актов, принятых в его развитие.

Так, в п. 2 ст. 1 «Войска национальной гвардии Российской Федерации и их предназначение» данного Федерального закона сказано, что «личный состав войск национальной гвардии включает в себя военнослужащих, сотрудников и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) войск национальной гвардии».

Таким образом, в состав лиц гражданского персонала войск национальной гвардии входят две категории граждан: а) федеральные государственные гражданские служащие; б) работники.

Какие именно воинские должности могут быть замещены гражданским персоналом?

Обратимся к приказу Росгвардии от 5 августа 2016 г. № 55
«Об утверждении Перечня воинских должностей офицеров, которые могут замещаться гражданским персоналом в войсках национальной гвардии Российской Федерации» [10].

Выделив две категории лиц гражданского персонала (начальники и специалисты), данный документ утвердил Перечень воинских должностей, которые могут замещаться гражданским персоналом. При этом определено соответствие наименования воинских должностей наименованию должностей гражданского персонала, которые устанавливаются при замещении воинских должностей, с указанием условия замещения воинских должностей офицеров гражданским персоналом с учётом группы военно-учётных специальностей (группы ВУС).

В примечании к приказу Росгвардии от 5 августа 2016 г. № 55 особо указано на дополнительные условия возможности замещения гражданским персоналом воинских должностей заместителей начальников, перечисленных в приведённом в данном приказе Перечне.

Воинские должности заместителей начальников также могут замещаться гражданским персоналом (при этом наименования должностей гражданского персонала образуются путем добавления перед должностью слова «заместитель») при условии возможности установления по ним должностного оклада в соответствии с нормативными правовыми актами по оплате труда гражданского персонала Росгвардии.

Вместе с тем, ряд воинских должностей в Росгвардии не подлежит замещению гражданским персоналом. Такие должности непосредственно связаны: с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск; организацией шифровальной работы; с несением боевой службы, боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием. В этот список входят и воинские должности, по которым невозможно в соответствии с нормативными правовыми актами установление должностного оклада.

Относительно занятия гражданами в Росгвардии должностей медицинского и фармацевтического персонала применяются общие правила, установленные в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Характеризуя правовой статус лиц гражданского персонала, нельзя не отметить, что, как показывает анализ соответствующих нормативных правовых актов, содержание ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации несколько противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Как известно, лица гражданского персонала могут работать по трудовому договору не только в органах, организациях и учреждениях, функционирующих в сфере военной службы, но и в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина. Хотя эти органы, организации и учреждения и не относятся непосредственно к военной службе, но тесно связаны с ней, являясь военизированными: граждане проходят в них службу с присвоением специальных званий и классных чинов. Задачи указанных органов также обуславливают с учётом специфики их деятельности необходимость дифференцированного подхода к регулированию труда занятых в них лиц, в том числе и относящихся к гражданскому персоналу.

Например, в Законе Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [11] содержится ст. 24 «Работники уголовно-исполнительной системы». В числе таковых названы лица: а) имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы; б) федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе; в) рабочие и служащие.

При этом организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской федерации» [12] в целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов, трудовые отношения которых регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Лица гражданского персонала работают по трудовому договору и в других организациях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Представляется, что следует дополнить ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации указанием на особенности регулирования труда лиц гражданского персонала, работающих по трудовому договору не только в Вооружённых Силах Российской Федерации, но и в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Необходимость такого рода дополнения ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации подтверждается, в частности, наличием единого документа по оплате труда работников отдельных органов ряда министерств и ведомств Российской Федерации. Имеется в виду Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 г. № 1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства» [13].

Названный документ носит комплексный характер, поскольку принят в целях обеспечения социальных гарантий и упорядочения условий оплаты труда работников отдельных органов целого ряда министерств и ведомств: Минобороны России, МВД России, Минюста России, МЧС России, Спецстроя России и др.

В ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации сказано, что в соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 данной статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Таким образом, можно полагать, что особый подход к правовому регулированию труда работников органов, учреждений и организаций, названных в ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации, объясняется установлением особых условий оплаты труда, а также дополнительных льгот и преимуществ.

Вместе с тем, хотелось бы сразу пояснить, что особенности в регулировании труда лиц гражданского персонала не могут быть сведены только к установлению особых условий оплаты труда, а также дополнительных льгот и преимуществ, как сказано в ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса Российской Федерации. Такие особенности могут касаться, в частности, рабочего времени и времени отдыха некоторых категорий лиц гражданского персонала, а также ряда других вопросов [16].

Однако в настоящей статье данные вопросы не затрагиваются, поскольку они требуют отдельного рассмотрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30 дек. 2002 г. № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1. –Ч. 1. – Ст. 3.

2. Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.

3. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.

4. Об утверждении Перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооружённых Силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом: приказ Министра обороны Рос. Федерации от 28 янв. 2004 г. № 20 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. – 2004. – № 9.

5. Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников: приказ Минздрава России от 20 дек. 2012 г. № 1183н // Рос. газ. – 2013. – 27 марта.

6. Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооружённых Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Рос. Федерации от 13 окт. 2008 г. № 520. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 29.03.2018).

7. Об утверждении Перечня воинских должностей офицеров, которые могут замещаться гражданским персоналом во внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 7 апр. 2014 г. № 323 // Рос. газ. – 2014. – 27 мая.

8. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: приказ Министра обороны Рос. Федерации от 15 сент. 2014 г. № 670 // Рос. газ. – 2014. – 30 дек.

9. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 27. – Ч. 1. – Ст. 4159.

10. Об утверждении Перечня воинских должностей офицеров, которые могут замещаться гражданским персоналом в войсках национальной гвардии Российской Федерации: приказ Росгвардии от 5 авг. 2016 г. № 55 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполнит. власти. – 2016. – № 39.

11. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-I // Ведомости Съезда народ. депутатов и Верхов. Совета Рос. Федерации. – 1993. № 33. Ст. 1316.

12. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3586.

13. Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2000 г. № 1027 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 2. – Ст. 179.

14. Определение Верховного Суда Рос. Федерации от 10 февраля 2012 г. по делу № 25-Г12-1 о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 27.02.2018).

15. Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 18 марта 2015 г. по делу № 33-935/2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req (дата обращения: 27.02.2018).

16. Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства: науч.-практ. пособие; Рос. акад. наук. Ин-т государства и права. – М.: Волтерс Клувер. – 2005.

 

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь