Открытое рецензирование

20:29 | 7 сентября 2018 г.

ФУНКЦИИ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станислав

адъюнкт кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации

19 статья Устава военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации основными направлениями деятельности военной полиции определила[10]:

1) Обеспечение воинской дисциплины, правопорядка и законности, а также противодействие в пределах своей компетенции преступности в воинской среде. Военная полиция обеспечивает законность, воинскую дисциплину и правопорядок различными методами, включая организацию патрульной службы (пеший и автомобильный патруль, выставление постов и т.п.). Данные мероприятия патрульной службы могут проводиться как на территориях воинских частей, военных городков и полигонах, так и местах общего пользования (улицах, площадях, вокзалах, аэропортах и других общественных местах).

Можно не согласиться с мнением И.А. Ахрема, который рассматривая функции военной полиции, указывает, что сотрудники военной полиции осуществляют поддержание общественного порядка в населённых пунктах и на территориях военных городков [2]. Во-первых, само понятие «сотрудник военной полиции» отсутствует в законодательстве. Данное понятие предполагалось в проекте Федерального закона от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации» [9]. Однако по решению депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации данное понятие было заменено на понятие «военнослужащий военной полиции», что представляется более верным с точки зрения военной терминологии. Во-вторых, военная полиция обеспечивает воинский правопорядок, а поддержание общественного правопорядка возлагается на военную полицию только в период обеспечения ею режимов чрезвычайного и военного положений, а также правового режима контртеррористической операции (п. 7 ст. 37 Устава военной полиции).

Также к основным направлениям деятельности военной полиции относится обеспечение порядка в военных судах во врем заседаний, а также охрана служебных помещений военных судов, военных следственных органов и органов военной прокуратуры. Кроме этого, основным направлением деятельности военной полиции является конвоирование лиц из числа военнослужащих.

2) Военная полиция наделена полномочиями по осуществлению, в пределах своей компетенции, дознания в Вооруженных Силах. Наряду с этим, еще одним немаловажным направлением деятельности военной полиции явилось наделение её отдельных подразделений (таких как ВАИ) рассмотрение дел об административных правонарушениях. Также органы военной полиции, в отдельных случаях, регламентированных Уставом военной полиции и общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации могут проводить разбирательства по дисциплинарным проступкам, отнесенным к их компетенции. Данное направление деятельности, по мнению многих учёных и экспертов, позволит освободить от несвойственных функций командиров и начальников, а также повысить качество проведения дознания и разбирательств по дисциплинарным проступкам, поскольку данное направление деятельности будет осуществляться квалифицированными должностными лицами военной полиции.

3) Ещё одним направлением деятельности военной полиции является организация розыска военнослужащих скрывающихся от следствия и суда, розыска военного имущества и содействие в этом органам Министерства внутренних дел Российской Федерации.

 4) Военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет исполнение уголовных и дисциплинарных наказаний военнослужащими, в том числе военнослужащих других войск и воинских формировании в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

5) На военную полицию Вооружённых Сил Российской Федерации возложена охрана особо важных военных объектов Вооружённых Сил Российской Федерации, а также охрана лиц, подлежащих государственной защите (военных судей, военных прокуроров, военных следователей, участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих).

6) Ещё одним важным направлением деятельности военной полиции является организация и обеспечение безопасности дорожного движения в Вооружённых Силах, координация деятельности других войск и воинских формирований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

7) Впоследствии ещё одним направлением деятельности военной полиции стало выполнение задач гарнизонной службы. Исследуя данное направление деятельности военной полиции Ю.Н. Туганов отмечает, что внесенные Уставом военной полиции изменения в общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации, перераспределили задачи, которые решаются в рамках гарнизонной службы, что в свою очередь позволило выделить функции по обеспечению законности и правопорядка в гарнизонах в самостоятельное направление деятельности, которое осуществляется военной полицией. Вследствие чего, выполнение задач по поддержанию правопорядка и дисциплины в гарнизоне (ранее предусмотренные ст. 22 Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ) было возложено на военную полицию [13].

Вышеперечисленные основные направления деятельности военной полиции воплотились в её функциях (от латинского funktio –, осуществление или исполнение, работа, обязанность, деятельность, внешнее проявление объекта в конкретной системе правоотношений [8].

Все функции военной полиции можно разделить на несколько групп в зависимости от характера выполняемых задач и области применения:

1) функции в сфере укрепления законности, поддержания воинской дисциплины и правопорядка, пресечения и прoфилактики преступлений (правoнарушений, прoступков);

2) функции по охране и физической защите лиц из числа военнослужащих, граждан и лиц, подлежащих государственной защите, а также военных объектов, перечень которых определяется Министром обороны Российской Федерации;

3) функции в области безопасности дорожного движения;

4) функции по участию в обеспечении чрезвычайного положения и военного положения, а также правового режима контртеррористической операции;

5) функции по обеспечению (восстановлению) международного мира и безопасности.

Первая группа – функции в сфере укрепления законности, воинской дисциплины и правопорядка, функции по пресечению и профилактики преступлений (правoнарушений, прoступков).

Сюда можно отнести: функции по обеспечению законности, правопорядка и воинской дисциплины в Вооружённых Силах; организация патрульной службы; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; профилактическая работа; охрана места происшествия; приём, регистрация и проведение разбирательств по дисциплинарным проступкам: противодействие незаконному обороту наркотиков; функции по осуществлению полномочий органа дознания в Вооружённых Силах; функции по организации розыска военнослужащих, скрывающихся от следствия и суда, а также иных правоохранительных органов; функции в области исполнения наказаний (уголовных, дисциплинарных), содержания под стражей военнослужащих.

Вторая группа - функции по охране военнослужащих, граждан и лиц, подлежащих государственной защите, а также военных объектов, перечень которых определён Министерством обороны Российской Федерации.

К данной крупе можно отнести: функции по обеспечению госзащиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства из числа военнослужащих, защита судей военных судов, прокурорских работников органов военной прокуратуры, руковoдителей и следователей военных следственных органов); обеспечение охраны объектов Вооружённых Сил и охране служебных помещений органов военной прокуратуры и военных следственных органов; функции по участию в разработке тактико-технических и оперативнo-технических требoваний к средствам охраны.

Третья группа – функции в области обеспечения и организации безопасности дорожного движения в Вооружённыx Силах. К данной группе можно отнести следующие функции: обеспечение в пределах своей компетенции безопасности дорожногo движения в; пропаганда безопасности дорожного движения, контроль за соблюдением дорожногo движения и правил эксплуатации транспортных средств; выдача разрешений на установку и снятия техническиx средств организации дорожного движения на дорогах и территориях; проведениe государственной регистрации и учёта транспортных средств Вооружённыx Сил; осуществление контроля и надзора за соблюдением нормативных правовыx актов в области обеспечения БДД и др.

Четвертая группа - функции по участию в проведении контртеррористическиx операций, режимов чрезвычайного и военного положения, прaвового режима контртеррористической оперaции, а также в обеспечении территориальной обороны. Также к данной группе функций можно отнести функции по обеспечению мероприятий мобилизационного развёртывания войск.

При выполнении указанных функций военная полиция наделена полномочиями по принятию мер и ограничений, связанных с охраной общественного порядка и общественной безопасностью на территориях, на которых введены военное или чрезвычайное положение либо проводится контртеррористическaя операция.

Пятая группа - функции, выполняемые военной полицией по восстановлению и поддержанию международного мира и безопасности, в том числе на территории иностранного государства.

К числу указанных функций можно отнести: функции по охране и обороне пунктов управления подразделений, участвующих в мероприятиях по восстановлению и поддержанию международного мира и безопасности; функции по обеспечению физической защиты руководящего состава и должностных лиц государства; функции по обеспечению безопасности пребывания иностранных групп в тыловом районе и на территории ведения военных (боевых) действий; функции по участию в миротворческих операциях; функции по выполнению специальных задач в городах (населённых пунктах, районах), освобождённых от незаконных вооружённых формирований (участие в обеспечении безопасности гуманитарных операций в районе контртеррористической операции; обеспечение безопасности работы медицинских и инженерно-сапёрных подразделений; обеспечение безопасности передвижения гуманитарных конвоев).

Кроме этого, военная полиция является субъектом не только правоохранительной, но и правозащитной политики. В связи с чем, всю её деятельность (направления и функции) можно разделить на правоохранительные и правозащитные.

Как считает Д.О. Саакян правоохранительная и правозащитная деятельность представляют собой две разные категории деятельности и отличаются, друг от друга по времени возникновения соответствующих правоотношений. Правоохранительные функции выступают как предупреждающие к нарушению прав. В свою очередь, правозащитные функции возникают уже после того, как право нарушено, и, соответственно, направлены на его восстановление [12].

Другую точку зрения по данному поводу имеет Н.И. Цымбалюк, который считает, что правозащитная и правоохранительная деятельность являются подсистемами одной большой системы «правового обеспечения жизнедеятельности общества», что позволяет сделать вывод о том, что в систему субъектов правозащиты входят, все без исключения правоохранительные органы» [14].

Г.Б. Мирзоев под государственной правоохранительной системой понимает реализацию правозащитной функции государства [7]. По его мнению, правозащитная и правоохранительная политика являются разновидностями правовой политики и выступают как взаимосвязанные правовые институты, которые в свою очередь формируют правовое государство.

В.И. Анишина и И.Л. Бачило обоснованно отмечают, что в деятельности государственных и негосударственных органов могут одновременно присутствовать элементы как правoзащиты, так и правоохраны, причём их соотношение может быть различным. Могут иметь существенное преобладание правозащитные, либо правоохранительные начала, или же они могут осуществляться в приблизительно равной степени» [1] [3].

По мнению Н.И. Матузова не являются одним и тем же понятия охрана и защита субъективного права. Права человека всегда и постоянно находятся под охраной, а их защита осуществляется только тогда, когда имеет место их нарушение. Одним из элементов охраны прав является их защита [6].

В.Н. Бутылин под охраной прав понимает деятельность по выявлению, пресечению и профилактики нарушений. Деятельность по защите прав, данный ученый определяет, как деятельность по вос­становлению нарушенных прав и примене­нию за виновные деяния мер наказаний[4].

Проведя анализ понятий правозащитной и правоохранительной функций можно прийти к выводу, что правоохранительная деятельность это юридическая деятельность специализированных государственных органов, выражающаяся в применении принудительных и силовых методов воздействия, и направленная на пресечение и предупреждение нарушений норм права, а также для устранения причин и условий им способствующих. В свою очередь под правозащитной деятельностью следует понимать деятельность, которая может выражаться в отстаивании своих прав и свобод в определённых социальных инстанциях (институтах) с использованием средств, разрешённых законом.

Применительно к деятельности военной полиции Вооружённых Сил под правоохранительной её политикой следует понимать комплекс правоохранительных (полицейских или принудительно-силовых) функций и полномочий, направленных на выявление, пресечение и профилактику правонарушений в Вооружённых Силах, включая право военнослужащих военной полиции на применение некоторых мер государственного принуждения (задержание, доставление и т.п.).

Таким образом, можно выстроить логическую цепь, где правоохранительная политика выстраивает правоохранительную систему, а правозащитная её создаёт. 

Защита жизни и здоровья, прав и свобод военнослужащих реализуется военной полицией посредством рассмотрения обращений (жалоб) о нарушении их прав и свобод. Специфика деятельности военной полиции заключается в том, что она в соответствии с законом, уполномочена в своей компетенции, рассматривать сообщения о дисциплинарных проступках, административных правонарушениях, а также преступлениях.

Правозащитная политика создаёт условия и предпосылки для защиты основ конституционного строя и других важных ценностей и интересов общества и государства. Главной задачей такой политики должно являться создание организационных политико-правовых условий, механизмов и гарантий для реализации защиты данных ценностей и интересов.

Суть правозащитной политики военной полиции Вооружённых Сил заключается в реализации и выработке правозащитных направлений и целей. В практическом плане правозащитная политика военной полиции представляет собой деятельность различных её структурных подразделений и органов, направленную на решение определённых задач, таких как:

1) оптимизация и совершенствование своей нормативной правовой базы;

2) повышение эффективности работы по охране лиц, подлежащих государственной защите;

3) организация и совершенствование взаимодействия военной полиции с другими заинтересованными государственными и негосударственными органами в целях защиты прав военнослужащих;

4) формирование правозащитной культуры у военнослужащих и других специалистов военной полиции.

Таким образом, под правозащитной политикой военной полиции, в данном случае, следует понимать её деятельность по охране прав и свобод защите жизни и здоровья, военнослужащих, гражданских служащих и других граждан, включая меры государственной охраны лиц, подлежащих защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Целесообразно более активно использовать термин «правозащитная политика», под которой следует понимать особую область правовой политики и целостную систему мер, направленную на защиту прав и свобод человека. Стоит отметить, что осуществляя в названных целях свою деятельность (функции и полномочия) военная полиция, выявляя, к примеру, те или иные правонарушения, способствует урегулированию возникающих и возможных противоречий между государством и гражданином, пресекает и предупреждает рецидив их проявления вновь, при этом по необходимости проводит соответствующую правовоспитательную и разъяснительную работу.

Резюмируя вышесказанное можно сделать вывод, что с одной стороны, военная полиция осуществляет защиту жизни и здоровья, охрану прав и свобод военнослужащих, а с другой - защищает интересы государства и общества, которые в свою очередь охраняются законом (применительно к армии). Закон обязывает военную полицию в одинаковой степени активно осуществлять свою деятельность, как при защите жизни и здоровья, охране прав и свобод военнослужащих, так и при противодействии преступности в армейской среде.

В этой связи, представляется правильным согласиться с мнением Б.С. Эбзеева о том, что отсутствие гармонии между индивидуальным и коллективным может привести к разрушению общества. Отсюда следует, что научные исследования и практика в этой области должны основываться на балансе интересов личности и общества, взаимодействии индивидуального и коллективного [15].

Также следует обратить внимание вопросам взаимодействия военной полиции с другими правоохранительными органами и командирами воинских частей и учреждений. При организации взаимодействия необходимо учитывать чёткое разгрaничение полномочий между военной полицией и командирами воинских частей, организаций и правоохранительными органами.

В.М. Корякин отмечает, что принятый Устав военной полиции и измененные общевоинские уставы, довольно чётко разграничивают полномочия и командования воинских частей и военной полиции в их работе по укреплению правопорядка и обеспечению вoинской дисциплины. Данные органы и должностные лица не рассматриваются как конкуренты и не подменяют друг друга, а решают свои задачи в данной сфере. По мнению вышеуказанного автора, налаживание четкого и конструктивного взаимодействия между военной полиции и командирами воинских частей приведет к успеху в работе по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в армии.

 

Успех в работе по укреплению воинской дисциплины и правопорядка невозможен без налаживания чёткого, конструктивного и делoвого сотрудничества командиров (начальников) воинских частей и военной полиции [5].

В заключении хотелось бы сформулировать следующие выводы:

1. Основные направления деятельности военной полиции нашли своё практическое воплощение в её функциях. Функции военной полиции можно разделить на несколько групп в зависимости от характера выполняемых задач и области применения: 1) функции в сфере укрепления законности, поддержания воинской дисциплины и правопорядка, пресечения и прoфилактики преступлений (правoнарушений, прoступков); 2) функции по охране военнослужащих, граждан и лиц, подлежащих государственной защите, а также некоторых военных объектов; 3) функции в области безопасности дорожного движения; 4) функции по участию в обеспечении чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции; 5) функции по обеспечению (восстановлению) международного мира и безопасности.

Кроме этого военная полиция осуществляет правоохранительную и правозащитную функции. С одной стороны, военная полиция осуществляет защиту жизни и здоровья, охрану прав и свобод военнослужащих, а с другой - защищает охраняемые законом интересы государства и общества применительно к Вооружённым Силам. Закон обязывает военную полицию в одинаковой степени активно осуществлять свои полномочия в данных областях правоприменения, как при осуществлении защиты жизни и здоровья, охраны прав и свобод военнослужащих, так и противодействию преступности в армии.

 

Литература

 

  1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции: федер. закон от 3 февраля 2014 г. № 7-ФЗ // Рос. газ. – 2014. – 5 февраля. – № 24.
  2. Об утверждении Устава военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 25 марта 2015 г. № 161 // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2015. – № 13. – Ст. 1909.
  3. Анишина В.И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: Курс лекций. – М., 2008. С. 62 – 65.
  4. Ахрем И.А. Функции и основные направления деятельности военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации // VIII Международная научно-практическая конференция (Кутафинские чтения). – М.: ИЦ У-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА), 2015. – Ст. 6.
  5. Бачило И.Л. Функции органов управления: правовые проблемы оформления и реализации. – М., 1976. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1997. – 80 с.
  6. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. – 2001. – № 12. – 83 с.
  7. Корякин В.М. Разграничение полномочий командиров (начальников) и органов военной полиции в работе по обеспечению правопорядка и воинской дисциплины // Право в Вооружённых Силах. – 2015. – № 6. – Ст. 8.
  8. Матузов Н.И. Правовая система и личность. – Саратов, 1987. – С. 111 – 143.
  9. Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. – М.: Юрлитинформ, 2007. – С. 28 – 29.
  10. Ожегов С.И. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – Ст. 1441.
  11. Редько А.А. Правозащитная политика и её место в правовой политике (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2011. С. 17.
  12. Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. 1. Т. 19. – 2013. – Ст. 218.
  13. Туганов Ю.Н. Административно-юрисдикционная деятельность военной полиции: анализ нормативных актов // Право в Вооружённых Силах. – 2015. – № 6. – С. 16.
  14. Цымбалюк Н.И. «Правоохрана» и «правозащита» – идентичности или антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – 2015. – № 2. – Ст. 96.
  15. Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. – М.: изд-во «НОРМА», 2007. – Ст.48.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь