Открытое рецензирование

16:53 | 14 сентября 2018 г.

УЧАСТИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В.
Козлов В. В.

E-mail: vestnik-vp@mail.ru

111033, Москва, Волочаевская 3/4

Кандидат юридических наук, доцент кафедры военной администрации, административного и финансового права Военного университета Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение (ст. 30) [1]. Это право включает в себя право граждан создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из таких объединений [3].

Вместе с тем, специфика военной службы Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, предопределяет и особенности её прохождения, а также особый правовой статус лиц, проходящих военную службу. В силу указанных обстоятельств российским законодательством предусмотрена система правоограничивающих норм, обусловленная задачами, принципами организации и функционирования военной службы, направленными на обеспечение должного исполнения военнослужащими функций в сфере обороны и безопасности государства, нарушение или несоблюдение которых влечёт правовые последствия.

В целом в сфере государственной службы посредством ограничений необходимые требования устанавливаются в отношении государственных служащих различных видов государственных служб: военной и государственной гражданской службы Российской Федерации. По нашему мнению, основные цели установления антикоррупционных ограничений заключаются в следующем:

– нейтрализации порождающих коррупцию причин, а также создании условий для выполнения гражданами требований антикоррупционного поведения, что обеспечивается в необходимых случаях применением мер государственного принуждения;

– формировании соответствующих потребностям времени организационно-правовых основ борьбы и профилактики коррупции, устранении пробелов в правовом регулировании в области противодействия коррупции, а также коррупциогенных факторов;

– предупреждении и пресечении коррупционных правонарушений, а также минимизации и ликвидации последствий коррупционных деяний.

Необходимость исследования правовых ограничений, связанных с военной службой, обусловлена как практической значимостью их установления, так и их ролью в правовом регулировании общественных отношений, связанных с военной службой. Так, ещё А.Д. Градовский указывал, что «нахождение на службе сопряжено... с ограничениями некоторых частных прав. Ограничения эти вытекают, прежде всего, из того соображения, что власть, сопряжённая с должностью, не должна быть обращаема в средство извлечения каких-либо частных выгод и что должностное лицо должно ставить себя выше всяких подозрений в этом отношении» [19].

Система антикоррупционных ограничений в отношении военнослужащих реализована в федеральных законах от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [6] и от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [7]. В связи с ратификацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. [17] и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. [18], а также принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [10] на военнослужащих были распространены запреты, ограничения и обязанности, установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [9].

Кроме того, необходимость совершенствования системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции, особо отмечена в Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 [12].  

Вышеизложенное предопределяет существование правовых ограничений в реализации права военнослужащих на участие в деятельности общественных объединений, а также наличие некоторых критериев в отношении таких объединений.

Возможность военнослужащих состоять в общественных, в том числе религиозных, объединениях была предусмотрена с момента принятия Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 2 ст. 9). Аналогичное положение содержалось и в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-I «О статусе военнослужащих» [2].

Определённая новелла военного законодательства связана с принятием Федерального закона от 3 апреля 2017 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции» [11] и внесением изменений в федеральные законы «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 9) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (подп. 3 п. 1 ст. 17) в части определения порядка реализации права военнослужащих и гражданских служащих на участие в управлении общественно-государственными организациями и иными некоммерческими организациями.

Внесенные изменения представляют интерес для проведения анализа подходов к регулированию правоотношений, связанных с участием военнослужащих в объединениях и организациях, которые необходимо рассматривать с учётом взаимосвязи военного законодательства и законодательства о государственной гражданской службе.

Общественные организации (объединения) являются одной из форм некоммерческих организаций [4]. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [3]. Данные объединения создаются в форме общественных организаций, движений, фондов, учреждений, органов общественной самодеятельности и политических партий. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых созданы. Вместе с тем, для указанных общественных объединений, как и для любой некоммерческой организации, извлечение прибыли не должно выступать в качестве основной цели деятельности, а полученная прибыль не вправе распределяться между её участниками.

Предусмотрено три формы участия физических лиц в деятельности таких объединений:

– без обязательного оформления условий своего участия (участники объединения, выразившие поддержку его целям или конкретным акциям);

– подача в соответствии с уставом документов, в том числе индивидуальных заявлений, позволяющих учитывать количество членов объединения;

– работа в контрольно-ревизионных и руководящих органах. Порядок формирования и компетенция руководящих органов объединения должны быть определены уставом.

Законодательно установлены ограничения на деятельность определённых видов общественных объединений (организаций):

– во-первых, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общественных объединениях» запрещены создание и деятельность объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также осуществление экстремистской деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности ведёт и публикует Министерство юстиции Российской Федерации [8];

– во-вторых, ст. 24 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» [5] установлены необходимые ограничения деятельности общественных объединений и политических партий в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Основные требования, установленные законодательством в отношении военнослужащих, участвующих в деятельности общественных объединений, носят ограничивающий характер и заключаются в следующем:

– военнослужащие не должны участвовать в деятельности общественных объединений, преследующих политические цели, в том числе в деятельности политических партий;

– военнослужащие не должны участвовать в деятельности объединений при исполнении обязанностей военной службы, например, должностных или специальных, а также при нахождении на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени и в других случаях, предусмотренных ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;

– с учётом требований п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие не вправе получать доход от участия в деятельности общественных объединений, использовать финансовые средства и имущество воинской части, а также служебное положение в интересах общественных, в том числе религиозных, объединений, политических партий, а также для пропаганды отношения к ним;

– с учётом требований подп. 7 п. 1 ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» военнослужащим необходимо соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций.

Следует отметить, что правовыми актами не предусмотрено получение разрешения или направление уведомления военнослужащими при участии в деятельности таких объединений.

Несколько иной подход предусмотрен при участии военнослужащих в деятельности общественно-государственных организаций, т. е. общественных объединений, созданных с участием государства.

Отмечается незавершённый характер правового регулирования деятельности указанных организаций, так как принятым в 1995 г. Федеральным законом «Об общественных объединениях» предусматривалась разработка специального федерального закона о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях. Но до настоящего времени деятельность таких организаций регулируются названным Законом и нормативными правовыми актами органов государственной власти (ст.ст. 5, 51).

Реализация права военнослужащих на участие в деятельности общественно-государственных организаций осуществляется при соблюдении определённых условий, предъявляемых как к таким организациям, так и к военнослужащим.

Основные требования исходят из содержания п. 3 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2017 г. № 653 «Об утверждении Порядка участия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта» [13].

В частности, общественно-государственные организации должны заниматься развитием военно- и служебно-прикладных видов спорта, что в предусмотренном законом порядке отражается в качестве уставных целей организаций.

Перечень военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта, утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 695 [14]. Например, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет развитие таких видов военно-прикладного спорта, как армейский рукопашный бой, международное военно-спортивное многоборье, стрельба из штатного и табельного оружия, и др.

Перечень общественно-государственных организаций (объединений), отвечающий критериям Федерального закона «О статусе военнослужащих», отсутствует. В качестве примеров организаций, уставные цели которых предусматривают рассматриваемую деятельность, можно назвать Общероссийскую общественно-государственную организацию «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ) [15] и Общественно-государственное объединение «Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"». Согласно уставу ДОСААФ к его руководящим органам относятся: Съезд (высший руководящий орган), который созывается, как правило, один раз в пять лет; Центральный совет (постоянно действующий орган) – созывается не реже одного раза в год; Президиум Центрального совета – созывается не реже одного раза в полугодие; Бюро Президиума Центрального совета, которое руководит повседневной деятельностью организации и проводит заседания не реже одного раза в квартал; аппарат Центрального совета ДОСААФ, который обеспечивает текущую деятельность организации.

Основные требования, предъявляемые к военнослужащим при участии в управлении общественно-государственными организациями, заключаются в следующем:

– военнослужащие могут принимать участие в управлении данными организациями с разрешения уполномоченного должностного лица, полученного в порядке, установленном приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2017 г. № 653;

– в случае получения разрешения военнослужащие должны участвовать в управлении организациями в соответствии с учредительными документами данных организаций;

– деятельность военнослужащих должна осуществляться на безвозмездной основе;

– участие в деятельности таких организаций не должно приводить к возникновению конфликта интересов и ухудшению выполнения военнослужащими обязанностей по замещаемой должности в Вооружённых Силах Российской Федерации;

– военнослужащие не должны использовать финансовые средства и имущество воинской части, а также служебное положение в интересах данных организаций, а также для пропаганды отношения к ним;

– военнослужащие должны своевременно докладывать уполномоченным должностным лицам Вооружённых Сил Российской Федерации о прекращении своей деятельности по управлению соответствующими организациями.  

Процедура принятия решения о возможности участия военнослужащего в управлении общественно-государственной организацией в целом заключается в следующем:

– военнослужащий должен оформить рапорт на имя Министра обороны Российской Федерации или должностного лица Вооружённых Сил Российской Федерации, которому предоставлено право по назначению на воинские должности (далее – должностные лица Вооружённых Сил), и направить рапорт в подразделение Вооружённых Сил по профилактике коррупционных правонарушений. В рапорте указываются сведения об организации, включая наименование организации, ОГРН, ИНН, КПП, вид её деятельности и адрес регистрации, обосновывается необходимость участия в её деятельности, декларируется безвозмездность деятельности военнослужащего, а также сообщается периодичность и время (служебное или внеслужебное) участия в деятельности такой организации;

– подразделение по профилактике коррупционных правонарушений на основании поступившего рапорта в течение месяца готовит мотивированное заключение. Для уточнения сведений может быть проведено собеседование с военнослужащим и получение от него необходимых письменных пояснений;

– уполномоченным должностным лицом Вооружённых Сил на основании заключения принимается решение о возможности участия военнослужащего в управлении общественно-государственной организацией или об отказе в этом;

– подразделение по профилактике коррупционных правонарушений в семидневный срок направляет военнослужащему информационное письмо о принятом должностным лицом Вооружённых Сил решении. Рапорты, представленные документы и копии решений приобщаются к личным делам военнослужащих.

В случае если военнослужащий избран в орган управления организации без получения разрешения должностного лица Вооружённых Сил Российской Федерации, например при выдвижении его кандидатуры непосредственно в ходе заседания органов управления такой организации, то данный военнослужащий обязан в течение трёх рабочих дней подать рапорт уполномоченному должностному лицу с представлением документов, подтверждающих его избрание в органы управления соответствующей организации.

При прекращении полномочий в органах управления общественно-государственных организаций военнослужащие обязаны подать рапорт и документы, подтверждающие данный факт, в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений не позднее трёх рабочих дней со дня прекращения полномочий. Также представляется, что если организация прекратила осуществлять функции по развитию военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и соответствующие изменения отражены в учредительных документах, то военнослужащий обязан принять меры по прекращению полномочий в органе управления соответствующей организации.

Актуальным является вопрос юридической ответственности военнослужащих в случае нарушения установленных антикоррупционных обязанностей и ограничений в сфере участия в деятельности общественных объединений и общественно-государственных организаций.

В целом к военнослужащему могут быть применены взыскания в виде выговора при малозначительности совершенного им коррупционного правонарушения, а также в виде увольнения с военной службы в случаях, предусмотренных подп. «д.1» и «д.2» п. 1 и подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В частности, подп. «е.1» п. 2 ст. 51 указанного Федерального закона предусмотрено, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных п. 7 ст. 10 и ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Взыскание применяется на основании результатов проверки, проведённой подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а при необходимости с учётом рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

При проведении проверки и квалификации правонарушения следует учитывать, что п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусматривает, с некоторыми оговорками, запреты на занятие другой оплачиваемой деятельностью, использование служебного положения и государственного имущества в интересах общественных объединений и не содержит прямого запрета на участие в деятельности общественно-государственных организаций без разрешения уполномоченного должностного лица Вооружённых Сил Российской Федерации.

Вместе с тем, такой запрет можно найти, если обратиться к ст. 27.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая корреспондирует к подп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором и содержится положение о том, что участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав их коллегиальных органов управления должно осуществляться с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа.

Подводя итоги рассматриваемого вопроса, представляется возможным сделать некоторые выводы.

Уполномоченным должностным лицам Вооружённых Сил Российской Федерации при проведении мероприятий по предупреждению коррупции необходимо осуществлять комплекс организационных и разъяснительных мер, направленных на исполнение военнослужащими обязанностей и соблюдение запретов и ограничений, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе в сфере реализации права участвовать в деятельности общественных объединений и общественно-государственных организаций. Данные мероприятия следует осуществлять во взаимодействии с органами прокуратуры, которые в пределах своих полномочий координируют деятельность по профилактике коррупции и борьбе с коррупционными правонарушениями.

Произошедшие изменения правового регулирования взаимодействия военнослужащих с общественно-государственными организациями носят достаточно узконаправленный характер и в настоящее время непосредственно связаны со сферой служебно- и военно-прикладных видов спорта, руководство развитием которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем, в целях профилактики коррупционных правонарушений представляется актуальным более чёткое, с учётом имеющихся подходов, урегулирование отношений, связанных с участием военнослужащих в деятельности общественных объединений и общественно-государственных организаций, осуществляющих иные виды социально значимой деятельности, в частности, отвечающей интересам государственной политики России в сфере укрепления и развития системы патриотического воспитания россиян и укрепления престижа военной службы [16].

Для устранения некоторой пробельности военного законодательства и упрощения механизма привлечения военнослужащих к юридической ответственности, по нашему мнению, является целесообразным внести дополнения в подп. «е.1» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», установив, что военнослужащий может быть досрочно уволен с военной службы в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, предусмотренных не только п. 7 ст. 10, ст. 27.1, но и п. 3 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. О статусе военнослужащих: закон Рос. Федерации от 22 янв. 1993 г. № 4338-I // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 6. – Ст. 188.
  3. Об общественных объединениях: федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1995. – № 21. – Ст. 1930.
  4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 3. – Ст. 145.
  5. Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 23. – Ст. 2750.
  6. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 22. – Ст. 2331.
  7. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 13. – Ст. 1475.
  8. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3031.
  9. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
  10. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. – № 52. – Ст. 6228.
  11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции: федер. закон от 3 апр. 2017 г. № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. – № 15. – Ст. 2139.
  12. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы: указ Президента Рос. Федерации от 29 июня 2018 № 378 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 27. – Ст. 4038.
  13. Об утверждении Порядка участия военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации на безвозмездной основе в управлении общественно-государственными организациями, осуществляющими развитие военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта [Электронный ресурс]: приказ Министра обороны Рос. Федерации от 30 окт. 2017 г. № 653. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.06.2018).
  14. Об утверждении перечня военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих руководство развитием этих видов спорта: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 авг. 2009 г. № 695 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 35. – Ст. 4246.
  15. Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»: постановление Правительства Рос. Федерации от 28 нояб. 2009 г. № 973 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 49. – Ст. 5969.
  16.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы: постановление Правительства Рос. Федерации от 30 дек. 2015 г. № 1493 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 2. – Ст. 368.
  17. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 янв. 1999 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2009. – № 20. – Ст. 2394.
  18. Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 окт. 2003 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 26. – Ст. 2780.
  19. Градовский, А.Д. Начала русского государственного права / А.Д. Градовский. – СПб., 1881. – Т. 2. – С. 106.

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, авторизуйтесь.

Нет комментариев

Обратная связь